· Раздражение задних отделов верхней височной извилины. Слуховые галлюцинации. Генерализация раздражения ведет к судорожному припадку, часто с поворотом головы и глаз в противоположную сторону
· Поражение височных долей мозга (корковый отдел слухового анализатора, поле 22,41). Слуховая агнозия. Больной не узнает знакомые голоса и звуки (шум дождя, бой часов, речь и т. д.)
· Поражение слуховых путей и ядер в области среднего мозга. Нарушается диффе-ренцировка времени появления и исчезновения звука. На аудиограмме большие колебания амплитуды
Расстройства слухового гнозиса при поражении правого полушария
4 слуховая агнозия;
4 аритмия;
Амузия.
Расстройства речевого гнозиса при поражении левого полушария
4 акустико-гностическая афазия (нарушение анализа звуков речи);
4 акустико-мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти);
4 семантическая афазия (непонимание общего смысла фразы).
Нарушение речевого фонематического слуха. Акустико-гностическая (сенсорная) афазия.
|
|
Сенсорная
(акустико-гнестическая) афазия
n Нейропсихологический фактор – нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи;
n Центральный дефект – нарушение понимания речи;
n Локализация поражения: верхняя височная извилина;
Клиническая картина сенсорной афазии
N феномен «отчуждения смысла слов»,
n нарушение понимания слов, вербальных инструкций, обращенной речи;
n обилие литеральных парафазий;
n непродуктивность спонтанной речи с сохраненным общим контуром фразы;
n логоррея;
n в целом могут схватывать общий смысл высказывания;
n нарушение называния предметов; зная предмет и его наименование не могут найти нужную звуковую структуру;
n аграфия, алексия, акалькулия; аритмия;
n сохранность эмоционально-выразительной функции речи;
n психологический уровень понимания более сохранен, чем логико-грамматический;
n нарушается значение слова и предметная отнесенность слова из-за распада его звуковой структуры;
N все психические процессы не связанные с акустическим гнозисом остаются сохранными.
Психологическая структура речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи.
N Речь – это высший и особый, специфический процесс, организующий все другие ВПФ и влияющий на их формирование и развитие.