Долганы

На севере - оленеводство, юг - охотничье-рыболовецкая культура.

Наряду с чумом используются балкИ. Зимой живут как нганасаны, а летом как эвенки. Они даже переодеваются.

Охота самострелами. С помощью оленей-манщиков.

Повсюду культурная пестрота. Здесь и эвенкийский чум, и балаган. Нарты тунгусо-якутские и самодийские.

4 декабря

Тунгусы-маньчжуры. 2 ветви:

1. Тунгусская/северная = северные тунгусы: эвенки и эвены

2. Южная/маньчжурская/амурская: все, кроме нивхов, нигиданцев

Эвенки. До 1989 г. - первые среди малочисленных. Сейчас на втрором месте. Самый широко расселённый народ в пределах Сибири.

Этноним. До 1931 г. - тунгусы. Возможно, был заимствован из ненецкого языка русскими. Туну иф - родня по свойству. Очень развит институт родового строя. С 7 века - "увань" - по китайским письменным источникам. Оленеводы, кот. кочуют в горной тайге в Забайкалье (С-В Сибирь). Эвенки-арачоны. Илэ - охотники-оленеводы верхней Лены. Килэ - пешие тунгусы (присаянье). Вообще, существует десятки этнонимов. Солоны, хамнеганы.

Есть общая культура. Поиск прародины эвенков. Миллер первый обратился к проблеме этногенеза эвенков. Тунгусы всегда жили на той территории, на которой они жили всегда. Они - аборигены этой территории. Широкогоров - первая теория этноа в отечественной этнографии. Верховья Янзы. Эвенки также живут в Китае (около 3 тыс). Окладников - изучал археологию реки Лены и районов, близлежайших к Байкалу. Прародина тунгусов - район северного таёжного Забайкалья. 3 тыс до н. э. - единая этно-культурная общность эвенков и эвенов. В теч. 2 тыс. дифференциация на северных тунгусов (с антропологической т. зр.) Генетическое родство юкагирской языковой семьи.

Эвены -северо-восточные соседи эвенков. южная граница их по бассейну Охотского моря. Восток - на Колыму (Индигирка). + в самом центре Камчатки - эвены-переселенцы.

Этноним тот же. "Увань". Охотские тунгусы. Свой этноним "ламуты". "Ламские мужики". Этногенез тот же, что и у эвенков. Ульяна Попова Эвены магаданского...

Культура.

Копьё-рогатина. Костюм не сшитый. Ярко украшен - бахрома, бусины и т. п. Яркая орнаментация. Нагрудник. Шапки не сшитые - чаще всего кусок от оленя (головы).

Хозяйство:

* пешие - пешая охота. Кабарга. Изобилие объктов промысла приводит к тому, что мяса много. Преобладает жареная мясная пища.

* рыболовство.

культурные признаки:

2 типа оленеводства.

1. эвенкийский (ангара) стадо небольшое, сезонный забой на мясо.

охота

уход за оленями летний, зимой отправляют на свободу. Седло только вьючное.

пеший транспорт

2. орочонский тип.

многочисленные стада, олени используются только как транспорт - кочевка на олене. седла вьючные

Вывод: орочонский тип более древний. (По забою оленей)

Доение оленей у эвенков. Виды хоз. деят-ти. Скотные тунгусы - Якутия.

конные эвенки - Бурятия. Переход к другой культуре

"Олень окрылил тунгусов".

Транспорт. северные тунгусы - лодки-берестянки. Встречаются у нгидануев. Дер. каркас, обшитый берестой.

Тунгусские лыжи короче, чем остальные, но они самые широкие.

Жилища. Зимние стационарные постройки - голомо. Пост. отопительное сооружение.

Тунгусский чум. 6 жердей, соединяются ремённым кольцом. Надочажное устройство. Сушение мяса. Жизнь идёт по периметру. Замша - покрытие для чума. Равдуга.

Натазники и наговицы. одежда по типу фрака - на спине всавка.

широкий подол. нагрудник.

НЕСШИТОСТЬ - характерная черта.

Эвены

комбинирование чума и палеазиатской ярангой. чоромадю - кожистый чум.

Амур.

Нанайцы. "Нанай", "нани" - местный житель, человек. До 30х гг. были известны как "гольды".

Племена: келе.

Этническая открытость. У нанайцев есть роды, имеющие нигидальское, ульчское происхождение.

Дальний восток - "история и культура" народов ДВ

Ульчи. Самоназвание "нани".

Нивхи. самоназвание "нивх" - человек. В прошлом - гиляки.

Материковые нивхи

Островные нивхи (о. Сахалин).

Условно чужой народ. Палеазиаты, носители амуро-сахалинского антропологического типа.

! Основная проблема этногенеза - соотношение двух компонентов: тунгусо-маньчжурского и палеазиатского.

Негидальцы Расселяются по берегам р. Амгунь. От "негида" - "крайний". оленеводы

Удэгейцы. удэ, удэхе - гидроним. Были известны как орочи. Горно-таежная система сихотэ алиня - территория расселения. Поречное расселение. Пешие охотники горной тайги. ТасЫ - группа удэгейцев, (300 чел.) китаезированные удэгейцы, живут у р. Уссури, на границе с Китаем.

Орочи. Самоназвание "нани". Зона расселения - р. Тумнин (приток амура). Морской промысел. южно-манчж. язык.

Ороки. Оленеводы. Самоназвание "уйльта"байкальский антропологический тип. Раньше всех появились на Сахалине. Монография "Уйльта острова Сахалин". Численность - более 300.

18 декабря

Жилище палеазиатских народов (чукчи, коряки, эскимосы): северо-восток.

Поселения стационарные, достаточно крупные. (некоторым до 4 тыс. лет. Миграции здесь не предполагается)

Оленные коряки: мобильные постройки. Юкольники - свайные постройки для сушения рыбы.

Чукотка - яранга. (цилиндр и конус). Верхня часть более пологая, чем у чума. Есть перекрытие на вход. Сверху покрывается оленьими шкурами.

землянки. Имеют два входа/выхода. Эскимосская - летний вход сверху, зимний - снизу.

Корякские землянки: вход зимний сверху, летний снизу.

Мясные ямы - своеобразная кладовка. Иногда внутри жилища.

Внутри жилищ есть пологА - в них люди и живут, отапливая их своими телами. + жировая лампа - она отапливает и освещает полога.

Утварь плетеная - мешок из травы, например. Выбивалка - надо постоянно выбивать надо снег из-под одежды, чума и т.д.

Упряжное собаководство восточно-сибирского типа.

Специфические лыжи - ступательные/лыжи-ракетки. Небольшие, примерно 70 см. Они нескользящие.

Не распространены речные лодки. Каяк. Плавание прибрежное, обшивается моржовой кожей. Закрытая, на одного человека.

2 тип. Байдара. Каркас деревянный, вязаный. Лодка открытая. Парус из оленьих шкур. внутри плоский камень для разведения костра. Грузоподъемность до 10-15 человек.

Пища

В основном рыба. Береговые - мясо морских животных. Развито сыроедение. Характерно вяление. Растительная пища практически отсутствует. Каша из мха. Мох заквашивали. Прибрежное собирательство. Ламинария - морская капуста, водоросли. Морские ракушки. Употребление мухоморов. Сушили по три мухомора. Функции: использовался на охоте - поышается выносливость, улучшается зрение. Духи-мухоморы. Галлюцинации - связано с шаманской практикой.

Одежда

Глухая одежда. Мехом внутрь. Капюшона нет, есть шапки.

Вехнеплечевая - кухлянка. Мех наружу

Женская - распашная. Укороченные штанины, тк длинная обувь.

Верхняя - камлейка. Защитная функция от снега. Рукавицы камусные.

Обувь - торбасА.

Социальная организация.

Род не выявлен. Фратрий нет. Только племенные группы. Основной связующий момент - родство. Конструируемое родство для ведение совместного хозяйства и т. д. Чукотское товарищество по жене: гостевой брак. Друзья устанавливали общее право на своих жен. Дети считались общими. Это расширение связей.

Общинные отношения. Основа формирования общины - оленье стадо. Общая ответственность за него.

Байдарная артель. Один человек - хозяин байдары, он за неё ответственен, но в промысле участвуют другие, не родственники.

Традиционное мировоззрение народов Сибири

Концепция возникла в 60х гг. 20 века. "Религиозные воззрения народов Сибири о природе и человеке".

Ранние формы религии. Донаучный способ восприятия мира. Кто я в этом мире. Нет представлений о сверхестественном. Всё интерпретируется с точки зрения человеческой жизни.

1. Представление о мире

2. Представление о человеке.

3. Персонификация личности - шаманизм.

Базовое трад. мировоззрение - религия - наука.

1. Устройство мира.

Мир многослоен. Состоит из:

- Верхний мир: небесная сфера - это положительное начало. Там живёт верховное божество (условно) - "праздный". Существо аморфное. Нум (у ненцев), Нумиторум, Есь (у кетов). Связь с миром людей осуществляют "помощники", духи-посредники. В.м. - податель душ, он обеспечивает благополучие человека.

- средний мир: протяженный по территории. Высота определяется высотой построек, деревьев, полета птиц. Вниз - талая и мерзлая земля. Здесь живут люди, животные и духи, кот. проника.т в этом мир из вернего/нижнего мира.

- нижний мир: место обитания отрицательного начала. Он устроен также, как и верхний. Хозяева находятся в определенной степени родства с хозяевами верхнего мира. Также это мир мертвых. Все болезни и неприятности человеческие инициированы нижним миром.

Вертикальная схема строения мира.

Горизонтальная (по странам света)

Юг (жизнь возрождается, весна) и Восток (день рождается)- жизнь, положительное начало

Север (зима, всё умирает) и Запад (умирает солнце, время злых сил) - смерть, отрицательное начало

Средний мир сильно одухотворен. Сильно развито почитание животных - медвежий праздник, например. Ритуально-театрализованное действо. Это общение с предком. Его будят, убивают, "раздевают" (снимают шкуру), приглашают в гости, привозят в поселение, все его встречают, на нём гадают, чтобы узнать, кто в нём из предков вселился, далее ему рассказывают, как дела, потом начинают его развлекать (танцы, фольклор). При этом все в масках. Мясо съедается (женщинам голову нельзя есть, молодым нельзя лапы есть - всё регламентированно). Череп после праздника убирается в специально место. Кости дробить нельзя категорически - в них живёт душа. Медведь известен как предок человека. Он хозяин всей тайги, всех животных. Самого понятия медведь нет. Он "дедушка", "старший брат", в общем, предок.

Животные. Духи локализованны в пространстве. Священные места. (лиственнца - дерево из нижнего мира, береза - из верхнего). Почитание источников горных. Жертва воспринимается как обмен. В горах, чаще на перевалах, на перекрестках (граница миров) - "ова" - гора камней и ленточки. Обетные жилища для духов (как у нас обетные часовни, кресты). Последы родившихся детей кладут в туесок и вешают на дерево.

Также буддийские святилища.

Семейные духи, родовитые. Очень натурально изображены. Невероятно "живые". Функции их утилитарные. если дух не справляется со своими обязанностями - его могут выкинуть. Если благотворит - то его одевают, украшают и т. д. (деревянные фигурки антропоморфны).

Духи, связанные с семьей - антропоморфные, остальные - зооморфные.

Атрибут рода - огонь. Кормление огня - льётся молоко в огонь. "Чумовые старушки" - Связаны с жилищем, с деторождением. Сколько детей - столько и одежд на ней.

Нагуализм. У каждого есть свой покровитель. Шили одежду для них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: