Г - способ взаимосвязи высшей материальной единицы системы с высшей функциональной единицей системы (система = язык).
(= способ вхождения ВМЕС в ВФЕС)
в китайском, вьетнамском неразвитость морфологии приводит к стиранию грани между словоизменением и словообразованием. словообразование становится функциональным, превращается в словоизменение.
одно слово - и глагол, и прилагательное, и наерчие, и существительное..
в них стирается соотношение между формальным коммуникативным синтаксисом.
во флективных языках может быть конверсия (военный сущ - военный прил)
взгляды на синтаксис
1 как на словосочетание
2 субъект-предикат - центральное
предикация - утверждение сказуемого относительно подлежащего.
отнесённость содержания предложения (высказывания) к действительности.
предикация также противопоставлена в предложении функции номинации.
предложение, по сути, результат столкновения этих двух ф-й.
только абсолютное отрицание порождает диалектику. абсолютное отрицание даёт абсолютное тождество. мы видим это в субъект-предикатном отношении и в предикации-номинации.
|
|
номинация = "дерево" (имено это дерево,- слово выполняет функцию именования). знак абстрактный или знак феноменологический?
номинация = предикация
"достичь номинативной вершины может только функция предикации".
номинация - лишь относительная вершина феноменологизации знака. в имени раскрывается не только отношение объекта ко мне, но и моё отношение к объекту.
предикация также порождает свои модусы. появляется модальность предложения.
Актуальное членение предложения
1 природа и сущность актуального членения предложения. история изучения феномена актуального членения предложения в лингвистике
2 отношение актуального членения к грамматике предложения
3 контекстная функция АЧП
книга лежит на столе
на столе лежит книга
смысловое ударение выражает коммуникативную направленность предложения
АЧП отражает коммуникативную направленность высказывания.
АЧП - смысловое выделение того или иного эл-та предложения в соответствии с целью коммуникации.
здесь также переворачивается предикативное отношение: на столе лежит книга ("книга" утверждается по отн-ию к остальному предложению).
то есть формальными средствами утверждается одно, а интонационными - другое.
впервые на это обратили внимание в нач 18 в французы (Анри Вейн)
во фр.яз жёсткий порядок слов
в конце 19 в (80-е) на это обратили внимание младограмматик ляйденской школы - Герман Пауль
"психологическое ЧП" -> АЧП (с сер 20 в)
раньше в этом феномене видели лишь фразовое деление, разницу между высказыванием и предложением не проводили
|
|
если в грамматике мы выделяем С и П, то в АЧП - психологические субъект и предикат (Герман Пауль)
очень часто возникает рассогласование и психологически и формально
в 30-40 гг 20 в на это явление обратили внимание члены Пражского лингвистического кружка (Матезиус)
Матезиус (предложил термин АЧП) выявил универсализацию этого явления в языке. Это явление, как он считал, имманентно языку. Паралельно он отказывается от генетической трактовки (как раньше). Теперь только синхронически (как сейчас). Матезиус связывает АЧП с функцией порядка слов (с линейным синтаксисом). "Основная функция порядка слов - выражать АЧП". эту формулу экстраполировали почти на все языки, не совсем оправданно.
"Это самое характерное явление в каждом языке".
Матезиус протвопоставил акт.членение синтаксическому.
Младограмматики считали, что АЧП отомрёт, Матезиус говорил, что АЧП всегда будет противопоставлено психологическому членению.
Связь синтаксического и актуального ЧП лежит в каждом языке. Оно лежит в основе чувства языка.
Недопустимо переносить принципы актуального членения из родного языка в иностранный.
АЧП выражает смысловую направленность высказывания в соответствии с познавательной и коммуникативной задачами речи.
АЧП всегда выражает переход от одной мысли к другой. АЧП выражает контекстную адаптацию предложения.
мы не можем "бросить" мысль: "кстати, у меня анекдот" - анекдот можно рассказать только кстати.
современное понимание состоит в том, АЧП рассматривается именно как членение
два аспекта высказывания
1 высказывание - тема/рема, актуальное членение
мы используем термин "предложение", когда говорим о формально-синтаксическом членении (подлежащее).
когда мы выделяем коммуникативное членение, мы именуем эту структуру высказыванием
2 предложение - части предложения - подл., сказуемое итд, синтаксическое членение
предложение - это
1 знак высказывания.
2 способ фиксации объекта в предмете речи
предложение является коммуникативной единицей не само по себе, а как высказывание.
Предложение как таковое - кульминация языка.
Но не предложение, а высказывание нас интересует. Высказывание - базовая единица текста.
Здесь мы видим переход от грамматики к риторике. Мы постигаем риторический механизм грамматики.
В предложении сказуемое утверждается относительно подлежащего.
Может ли усиливаться утверждение сказуемого отн-но подлежащего. НЕТ! Утверждение сказуемого относительно подлежащего не подлежит экспрессивному усилению.
Утверждение ремы относительно темы - подлежит. Оно может усиливаться.
Рема - цель высказывания. Тема - смысл (смысловая основа) высказывания. Предложение - статический аспект высказывания, где фиксируется опр-ная картина мира. АЧП - динамический аспект высказывания. Высказывание - контекстное развитие мысли.
(здесь мы имеем объективный дуализм мысли. мы не можем понять мысль, где отсутствуют тавталогия.
в предложении содержание (сказуемое) утверждается отн-но объёма (подл)
в АЧП объём выражает рема, а не тема.)
подлежащее - номинативный объём.
рема - ширина мысли, контекст, предикативный объём
тема - глубина мысли
АЧП противополагается в предложении синтаксическому аспекту
1 я купил себе вчера собаку
2 вчера я купил себе собаку.
синтаксически 1 = 2, но АЧП разное, смысл разный.
Матезиус: синт.членение может совпадать или не совпадать с синтаксическим.
является ли АЧП единственной алтернативой СЧП?:
1) да
2) нет - можно выделить другие смысловые позиции, возникает иерархия видов членения.
мы исходим из того, что АЧП - единственная смысловая альт-ва СЧП, потому что АЧП выражает целенаправленное по смыслу построение речевого акта.
|
|
Сущность АЧП в том, что оно выражает переход от 1 мысли к другой в рамках более широкого текстового построения.
Тема высказывания выражает смысловую опору высказывания на предыдущие (высказывания) (выражает смысл предыдущего контекста).
Тему и рему называют "данное" и "новое". Тема - основа, рема - цель. Рема утверждается отн-но темы. (рема (греч) - сила). Это информационная трактовка предложения. Но она не выдерживает критики, тк новым мб то, что уже давно упоминалось.
Функциональная перспектива предложения (автор: Фирбас) - другой термин для АЧП.
Смысл: органическое содержание в речи не может быть границей содержания.
Рему называют остановкой мысли.
Какие смыслы отражает АЧП и способны определять содержание высказывания?
1 целенаправленные смыслы - те, которые способны быть границей развёртывания содержания в контексте, которые могут определять содержание мысли
1 предметно-логические
2 эмоционально-оценочные смыслы
(изменяются)
2 нецеленаправленные смыслы - те, которые быть ей не могут, не способны опр-ть содержание мысли
1 стиль
2 эстетическая окраска.
(не изменяются)
Какой смысл управляет актуальным чл-ем предложения? Оценка. Поэтому АЧП иногда называют аксиологическим ЧП.
Рема выражает ценностное значение высказывания. Тема - предмет оценки.
"Без оценки мысли не бывает" (Ленин) любая мысль имеет направленность, а если есть цель, есть и оценка.
Зачем мы выражаем мысль? чтобы выразить оценку.
В АЧП объединяются познавательная и коммуникативная направленность мысли.
мысль - это шаг. у неё должен быть конец.
эмоция - это то, что может усиливаться; всё, что стимулирует нашу способность к действию или усиливает её (Спиноза).
рема - сосредоточение оценочных смыслов в данном высказывании.
АЧП важно изучать, поскольку на нём основано чувство языка. Важно обращать внимание на АЧП при изучении ин.языков, иначе мы просто будем говорить ин.словами по-русски.
|
|
26 апреля
Как соотносятся АЧП и СЧП?:
1 для спокойных высказываний: гл.фактор - АЧП, переменный фактор - СЧП, в частности порядок слов. Здесь главный вопрос: позволяет ли язык ставить член предложения (гл.о. подлежащее) после сказуемого, делая его т.о. ремой? в слав - можно, в англ, фр, нем - нельзя.
2 для экспрессивных высказываний. гл фактор - СЧП, переменнный - АЧП. Вопрос: насколько свободно без изменения порядка язык позволяет нейтрализовать конечную позицию высказывания как естественный маркер ремы и переносить рематический акцент в середину или начало высказывания без изменения порядка слов?
-я еду в москву = i go to moscow
- я еду в москву = it's me who goes to moscow
-я еду в москву = i do go to moscow
-в русском языке нейтрализация конечной позиции высказывания и перенос рематического акцента может выражаться одной лишь интонацией без обязательной опоры на средства формального маркирования (частицы, порядок слов итд)
-в зап-европейских яз. та же самая операция может осуществляться лишь с опорой на средства формального выделения
таким образом мы можем оценивать экспрессивно-выделительные возможности языка для спокойных и экспрессивных высказываний.
маркерами СЧП являются
порядок слов
морфологические показатели.
маркерами АЧП являются порядок слов,
интонация,
специальные средства (частицы, конструкции типа there is)
формальные эл-ты: экспрессивные сущ-ные, прил. - они притягивают рематический акцент
артикли (определённый - тематическая ф-я, неопределённый/нулевой - виды рематических номинаций), глаголы типа "я люблю тебя";
кол-венные числительные, слова, выражающие количество - обычно всегда принимают рем.акцент, в какой бы позиции ни находились в высказывании
отрицательные эл-ты - ничто, нигде, никогда; местоимения все и т д.
выделительные частицы (but, do итд)
выделительные конструкции (there is)
традиционно связывают АЧП с порядком слов, что не вполне оправдано. естественным маркером ремы является не порядок слов, а конечная позиция в высказывании.