Национальная компания, трансформируясь в международную, проходит несколько последовательных ступеней развития:
Национальная компания Þ экспортная компания Þ международная компания
Ha первом этапе компания юридически привязана к одному государству и зарубежная деятельность может не оказывать заметного влияния на ее положение в целом.
Ha втором этапе международная деятельность компании начинает приобретать относительную самостоятельность, что инициирует качественные изменения в ее маркетинговой деятельности в целом. Производя продукцию внутри страны, компания уже ориентируется на ее сбыт за рубежом. Это означает необходимость реализации экспортного маркетинга.
На третьем этапе доля зарубежной деятельности становится более значительной, и внутренний рынок теряет приоритетность и даже может рассматриваться в одном ряду с внешними рынками.
Происходит полная интеграция внутреннего и внешнего рынков.
Компания занимается производством продукции и сбытом, как в стране пребывания, так и за рубежом.
|
|
Ее менеджмент интернационализируется, и реализуется уже непосредственно концепция международного маркетинга.
Каждый из этапов характеризуется определенными направлениями маркетинговой деятельности:
Таблица 1. Сущность и этапы перехода к международному маркетингу
Этапы | Сущность этапов перехода к международному маркетингу |
1. Традиционный экспорт | Продажа товара за границу без дальнейшего сопровождения товара. Экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента продажи и поставки и, как правило, не интересуется дальнейшей судьбой проданного товара |
2. Экспортный маркетинг | Экспортер систематически обрабатывает зарубежный рынок и приспосабливает свое производство под требования этого рынка. При этом экспортер постоянно исследует этот рынок и пытается контролировать весь путь товара до конечного потребителя |
3. Международный маркетинг | Экспортер глубоко исследует рынок и использует для обработки весь набор инструментов маркетинга, а также различные формы внешнеэкономических связей: научно-технический обмен, контрактные производства, совместные предприятия, дочерние предприятия – т.е. не только экспорт |
4. Глобальный маркетинг (в сочетании с международным маркетингом) | Маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и все функциональные сферы деятельности предприятия: снабжение, исследования, персонал, финансы и т.д. |
Таким образом, международный маркетинг может рассматриваться как один из этапов развития маркетинговой деятельности компании.
|
|
Это более широкое понятие, чем национальный маркетинг, специфика которого определяется необходимостью учета большого количества факторов, влияющих на предприятие на зарубежных рынках.
Требуется более глубокое понимание социально-экономических и национально-культурных условий, сложившихся в конкретных странах, различий в понимании рекламных обращений, потребительского поведения.
Соответственно возникают различия в организации сбыта, хранения, транспортировки товаров, таможенного регулирования и т.д.
Каждый последующий этап, представленный в таблице 2, является более сложной формой маркетинговой деятельности и означает более высокую ступень интернационализации фирмы.
Экспорт товара позволяет расширять границы внутреннего рынка, но при этом фирма переносит за пределы национальных границ свою маркетинговую практику, внося минимальные коррективы.
В процессе развития экспортного маркетинга происходит усложнение маркетинговой функции фирмы, в основном в связи с изучением зарубежного рынка, адаптацией товара к требованиям зарубежных потребителей. При экспортном маркетинге производство располагается в стране фирмы, там же находятся источники ресурсов.
Международный маркетинг является более сложным по сравнению с предыдущими этапами, так как связан не только со сбытом продукции, но также охватывает снабжение необходимыми ресурсами в международном масштабе, производство товара может располагаться как в стане базирования, так и за рубежом.
Глобальный маркетинг характеризуется тем, что на данном этапе развития фирма рассматривает весь мир в качестве единого рынка сбыта и фокусирует внимание на общности поведения потребителей.