Согласно Л.Уайту, «экологические отношения человека к природе глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией».
Ею же обусловлено и развитие науки, начиная с эпохи возрождения. Стремление к открытию вечных законов природы, свойственное науке, находит свою причину в христианстве.
Русский философ Н.А.Бердяев писал в начале XXвека о том, что человек не мог научно познавать природу и технически овладеть ею, пока природа представлялась ему населенной демонами духами, от которых зависела его жизнь. Этим обусловлена причина ограниченного развития естествознания и техники в древнем мире. Христианство освободило человека от этого пандемонизма – от подавленности демоническими стихийными силами и этим духовно подготовило возможность развития естественных наук и техники, овладения природой и подчинения ее человеку.
|
|
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6.03.1874— 23.03.1948) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.
Христианский взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по его образу и подобию, и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме обслуживания человека: «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, наполняйте землю, и господствуйте ею, обладайте рыбами морскими, и зверями, и птицами, и всеми скотами, и всею землею».(Ветхий завет. Бытие 1-28.)
«Поклонитеся вашему Господу…который землю сделал для вас ковром, а небо здание, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас..» (Коран.2:19-20)
В данном контексте христианство представляет монотеизм, впервые возникший в иудаизме, давшим основу последующим монотеистическим религиям христианству и мусульманству.
Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще (иудео-христианской традиции, являются по мнению Л.Уайта противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Ученый видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.
Л.Уайт и М. Штирнер противопоставляют точку зрения дохристианских философов, воспринимающих мир, как творческий закон, которому они должны подчиняться как судьбе, христианскому миропониманию, в соответствии с которым: «…все передано мне Отцом Моим»(Евангелие от Матфея 11:27), «все возможно верующему» (Евангелие от Марка 9:23), и называет христианство - первой победой эгоизма.
|
|
Согласно Уайту и другим авторам, прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии, было принципиально иное представление о взаимоотношениях человека и природы. Это было представление базирующееся на анимизме (вере в духов, защищающих и управляющих отдельными явлениями и объектами окружающего мира) и смирении человека перед стихийными силами природы. Несомненно, такое миропонимание препятствовало разрушению природной среды.
|
Рекомендации по Л.Уайту – переосмысление христианства:
«Если ввести в дело больше науки и больше техники, это не выведет нас из нынешнего экологического кризиса до тех пор, пока мы не найдем новую религию или не переосмыслим старую» пишет Л.Уайт.
Положительно оценивая возросший в последнее время интерес к дзен-буддизму, Л.Уайт сомневается, что это учение приживется на западной почве. Более реальным он видит переосмысление католицизма, в частности в обращении к представлениям Франциска Азисского, в соответствии с которыми все живые существа равны перед Богом и ни одно из них не имеет преимущества перед другим.(Орден Францисканцев)
Рекомендации по А.Тойнби – ближе к Востоку.
Однако видный английский историк А.Тойнби пришедший к подобным выводам относительно причин экологического кризиса, предлагает иные рекомендации. Поскольку все причины экологического кризиса, по его мнению сводятся к возникновению монотеизма, «лекарством от этой болезни» является переход к политеистическим представлениям, более древним и наиболее универсальным, когда природа воспринималась не как доступные сокровища, а как божество, Мать-Земля, и все стихии и феномены были божественными. Чем ближе к Востоку, тем ближе к домонотеистической религии.
Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee; 14.04.1889 — 22.10.1975) — британский историк, культуролог, автор «Постижения истории» – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.
Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. Исконная японская религия синто (то есть «путь богов») утверждает что все в мире одушевлено, стало быть наделено святостью: огнедышащая гора, лотос цветущий в болотной трясине, радуга после грозы…Аматерасу, как светоч жизни служит главой этих восьми миллионов божеств. Синто – обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы преклоняются предметам и явлениям природы не из страха перед грозными ее силами, а из чувства благодарности зато, что несмотря на внезапные вспышки гнева она куда чаще бывает ласковой и щедрой.
Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным вмешательством человека.
Общество такого типа, как китайское, поощряло наблюдательное отношение к природе, человек в таком обществе старается проникнуть как можно глубже в естественный мир и использовать содержащиеся в природе источники энергии, до минимума сводя свое вмешательство в природные механизмы, применяя «действие на расстоянии». Основной принцип даосизма «у вэй» (отсутствие вмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путем, учит извлекать пользу из природы вещей без их применения, владения ими или господства над ними. Польза без самоутверждения, развитие без господства.
|
|
«У вэй» - великий лозунг и неписаное правило даосизма всех столетий. Такая концепция была первоначально благоприятной для развития науки. Однако, «принцип невмешательства» мешал меркантильному образу мышления занять ведущее место в цивилизации. Поэтому он не был в состоянии объеденить мастерство с научными методами математического и логического мышления.
Буддизм - несет в себе идею целостности и многообразия природного мира, каждого его фрагмента, фундаментальную для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Эта религия, основываясь на древнеиндийских представлениях, продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая.
Древние культы природы и восточные дотехнологичные типы организации общества обеспечивают гармонию между человеком и природой, слияние его с жизненными силами вселенной.
Многие исследователи предлагают для преодоления экологического кризиса обратиться к «индийской мудрости», вернуться к «религиозному единству с природой» древних пастушеских племен Среднего Востока, и т.п.
|
Невозможно не отметить сдерживающего влияния, которое оказывала на науку религия в Средние века. До XVII века наука, в основном, должна была служить иллюстрацией теологических истин. Только в Новое время мы столкнулись с наукой в современном понимании, но в этот период значение христианства в жизни западного общества было поколеблено.
В религиозной литературе отмечалось, в частности, что Библия не дает санкцию на покорение природы. Господство над природой следует понимать не как подчинение, а как разумное владение планетой. А слова о «наполнении земли» понимать не в демографическом смысле, а в смысле преумножении богатств. Примером могут служить монастыри, как центры освоения необжитых земель, превращающих безжизненные болота в, бросовые земли и пустыни в цветущие сады и пашни.
|
|
До эпохи возрождения эпохристианской традиции свойственен скептицизм в отношении преобразовательных способностей человека, поскольку верховным преобразователем является Бог. «На гранит налагает Он руку свою, с корнем опрокидывает горы; в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз Его; останавливает движение потоков и сокровенное выносит на свет. Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.» (Книга Иова 28:10-13).
В эпоху возрождения ослабли религиозные устои и и получила развитие наука. Христианство явилось как бы переходным этапом от обожествления природы к ее эксплуатации.
Двойственное отношение к природе в христианстве проявилось в том, что одни религиозные мыслители прославляли природу, как творение Бога, тогда как другие считали. Что человек как высшее творение Бога, может делать с ней все, что угодно.
По мнению А.Мерсье (Анри Мерсье известный современный швейцарский философ), не религия сама по себе виновата в экологическом кризисе, а иудейский принцип эксплуатации природы, нашедший свое отражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом.