(принципы художественного отражения жизни)
В предыдущих главах, рассматривающих вопрос об особенностях идейного содержания литературных произведений, речь шла преимущественно об активных сторонах этого содержания, вытекающих из мировоззрения писателя, — об его идейном осмыслении и эмоциональной оценке изображаемой жизни. О социальных характерах, которые отражаются в произведении, говорилось только как об основном предмете художественного познания, могущем возбудить у писателя то или другое его осмысление, ту или иную оценку.
При этом разъяснялось, что человеческие, социальные характеры всегда отличаются большей или меньшей сложностью, разносторонностью, что писатели, исходя из своего мировоззрения, всегда проявляют особенно большой идейный интерес к некоторым сторонам, свойствам, отношениям социальных характеров и в процессе создания произведений именно эти стороны так или иначе выделяют, усиливают, развивают.
Но пока еще совсем не говорилось о том, что социальные характеры людей, которые писатели творчески типизируют в своих произведениях и которые тем самым в
|
|
< ц
них осознаются и отражаются, имеют свои реальные свойства, не зависящие от сознания писателей, от того, как они их оценивают, что характеры имеют свои реальные внутренние закономерности. Это новый вопрос, также относящийся к особенностям содержания литературных произведений.
Суть этого вопроса заключается в том, что в зависимости от склада своего мировоззрения писатели могут осознавать или не осознавать реальные внутренние закономерности изображаемых ими характеров, что, и не осознавая их, они могут все же с большей или меньшей глубиной отражать эти закономерности в художественном воспроизведении характеров. Если писатель, создавая действия, отношения, переживания своих вымышленных героев, исходит при этом из внутренних закономерностей их социальных характеров, его произведения приобретают тем самым такое свойство, которое обычно называют реализмом. Если же писатель обходит эти внутренние исторически конкретные закономерности характеров своих героев в угоду исторически отвлеченной идейно-эмоциональной тенденции своего замысла, то его произведения оказываются нереалистическими.
Реалистическое и нереалистическое воспроизведение социальных характеров это и есть принципы художественного отражения жизни. Еще сравнительно недавно, в 1930-е и 1940-е годы (а иногда и сейчас), такие принципы советские литературоведы называли художественными, или творческими, методами. Однако за последние 10—15 лет значение термина «метод» несколько изменилось. Многие литературоведы теперь этим словом называют особенности идейного содержания произведения в целом — принципы отбора, осмысления, оценки характеров, а иногда и особенности формы (художественные «приемы»). Но, конечно, в науке недопустимо употребление одного и того же термина в разных значениях. Здесь понятие метода будет рассматриваться в том значении, в каком определены выше принципы художественного отражения жизни.