Помещение | Общая площадь при высоте от пола до потолка 3 м, м2 | Площадь на одного ребенка не менее, в м2 | Оптимальная ориентация |
Приемная (дети 2—3 лет) Раздевальня (дети 4—7 лет) | - | ||
Игровая (дети 2—3 лет) Групповая | 3,3 2,6 | На юг, юго-восток, восток | |
Буфетная | 3,8 | - | - |
Спальня | 2,0 | На восток | |
Туалетная | - | - |
2. Специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; в дошкольных учреждениях вместимостью свыше 100 детей предусматриваются два зала, каждый площадью 75 м2 — музыкального и гимнастического с кладовыми для хранения оборудования.
3. Сопутствующие помещения — медицинские, пищеблок, постирочная.
4. Служебно-бытовые помещения для персонала.
Здание ДОУ может быть централизованным (одно здание) или блочным — несколько корпусов, соединенных теплыми переходами. Здание строится не выше двух этажей. На земельном участке и в здании соблюдается принцип групповой изоляции: каждая группа детей должна иметь самостоятельную групповую площадку на земельном участке и групповую ячейку в здании.
Специальное помещение нужно для колясок, велосипедов, игрушек, используемых на территории.
Существует много различных вариантов строительства школ: централизованная — одно многоэтажное здание, павильонная, блочная. Все известные варианты должны обеспечивать:
· правильное построение учебного процесса, в том числе элементов политехнического обучения;
· всестороннее физическое развитие и улучшение здоровья;
· полноценный отдых — наличие помещений для рекреации.
Этажность здания не должна превышать трех этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в четыре этажа.
С гигиенических позиций более целесообразной считается блочная система строительства общеобразовательных школ, при которой здание состоит из блоков, соединенных теплыми переходами. Основной принцип планировки школьного здания — блочно-секционный, когда учебные помещения для детей разных возрастных групп размещаются в отдельных секциях. Блоки объединяют помещения по функциональному принципу: два блока учебных помещений — для начальных классов и для средней и старшей ступени; блок помещений общешкольного назначения (учебно-спортивные, актовый зал, библиотека, столовая); блок административно-хозяйственных и вспомогательных помещений, в котором размещены медицинские помещения.
Учебные помещения должны включать:
■ рабочую зону для учащихся (размещение учебных столов);
■ рабочую зону учителя;
■ дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения;
■ зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.
Минимальная площадь учебных помещений должна приниматься из расчета 2,5 м2 на одного учащегося.
Дети начальной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, сгруппированных в отдельный блок. Для учащихся первых классов предусматривается самостоятельная секция для облегчения адаптации детей к школе в условиях ступенчатого режима обучения. Дети 5—11-х классов могут заниматься по классно-кабинетной системе на любом этаже здания. Обучение по естественно-лабораторным занятиям проводят в кабинетах физики, химии, биологии. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов требует большей площади помещений: не менее 3,5 м2. Дополнительное помещение для оборудования должно быть при каждом кабинете. Спортивный зал располагается на нервом этаже с выходом на физкультурную зону земельного участка. Только два спортивных зала обеспечивают полную потребность занятий, предусмотренных учебным планом. Предусмотрены комната для спортивного инвентаря, раздевалка, душ и туалеты, комната для инструктора.
Возрастающее число учреждений с углубленным изучением отдельных предметов (гимназия, лицей, колледж и пр.) потребовало включения дополнительных помещений в проекты зданий. Для чтения старшеклассникам лекций предусматриваются лекционные аудитории не более чем на три класса из расчета 1 м2 на место. Проектируются универсальные помещения для технического творчества, студии, учебно-художественный кабинет. В школе обязательно наличие библиотеки, информационного центра.