Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы

№18. Вымысел – самый предмет, то, что выышлено, выдумано, изобретено. Место вымысла в творчестве – звено между действительностью и ее выражением, причем звено неизбежное

Персонаж -литературный герой действующее лицо. Может быть и годом чистого вымысла писателя («Гулливер»). Он может быть результатом реально существенного человека. Он может быть итогом обработки и достраивающим уже известных литературных героев (толпа, народ). Автор неизменно выражает свое отношение: к позиции, установкам, ценностной ориентации своего героя.

Деталь выразительная подробность в произведении, которая помогает острее и глубже представить читателю время и место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей и пр.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

Познавательная и эмоционально-оценочная функции лит.произведения. Литературное произведение выполняет познавательную или гносеологическую функцию. объект познания в литературе может отчасти совпадать с объектом тех или иных наук, особенно «человековедческих»: истории, философии, психологии и т.д., но никогда с ним не сливается. Специфическим для искусства и литературы остается рассмотрение всех аспектов человеческой жизни в нерасчлененном единстве. Литературе жизнь открывается в ее естествен­ном течении; при этом литературу весьма интересует та конкретная повседневность человеческого существования, в которой перемешано большое и малое, закономерное и случайное. Специфический ракурс познания действительности обусловлива­ет и специфический способ познания: в отличие от науки искусство и литература познают жизнь, как правило, не рассуждая о ней, а воспроизводя ее — иначе и невозможно осмыслить действительность в ее синкретичности и конкретности.Вторая важнейшая функция художественного произведения — оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по выражению Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение приговора явлениям жизни»2. Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает. Все произведение оказывается проникнуто авторским, заинтересованно-пристрастным чувством, в произведении складыва­ется целая система художественных утверждений и отрицаний, оце­нок. каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в со­знании воспринимающего некоторую систему ценностей, определен­ный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оце­ночной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.

№19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: