Глава 9. Правовое регулирование информационных ресурсов

1. Понятие и виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления. Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения:

1) естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы;

2) созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования:

1) научно-технические;

2) социально-экономические;

3) правовые;

4) культурные;

5) образовательные;

6) развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам:

1) физическим лицам;

2) юридическим лицам;

3) государственным органам власти и управления;

4) должностным лицам;


5) органам местного самоуправления;

6) общественным объединениям;

7) государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы - всегда в виде документированной информации.

Документ - это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты
информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут
быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно
интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов
гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные
ресурсы, включает в себя следующие моменты:

1) обязательный экземпляр документа;

2) обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку;

3) обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее;

4) обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому
объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов - обеспечение информационной безопасности.
Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

Необходимо централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.

При этом должны быть созданы предпосылки для:

- обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных
информационных систем и ресурсов;

- контроля использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государственных служащих и иных лиц;

- размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

Права, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника (ст. 86 ТК РФ):

- обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

- работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ


работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

- работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о
его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением
случаев, предусмотренных законом.

Конкретный порядок обработки персональных данных работника определяется документами организации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с информацией. Правила работы с информацией включаю т в себя положения о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации; положения о защите информации; о требованиях, предъявляемых к деятельности, связанной с осуществлением перечисленных действий с информацией. Эти положения устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

За нарушение правил работы с информацией законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).

Гражданская ответственность наступает, если в силу нарушения правил работы с информацией нарушаются имущественные или личные неимущественные права лица, к которому эта информация имеет отношение. Формы гражданской ответственности предусмотрены в ст. 12 ГК РФ.

Дисциплинарная ответственность применяется к лицу, в трудовые обязанности которого входило соблюдение или обеспечение соблюдения правил работы с информацией. Виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

2. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг

Государственная практика в сфере формирования информационных ресурсов направлена на создание эффективной и качественной информации, обеспечение решения стратегических военных задач. Правовая основа формирования информационных ресурсов - институт обязательного экземпляра документа.

Обязательный экземпляр документа - ресурсная база национальной информационной инфраструктуры. Не подлежат обязательному предоставлению документы личного характера (письма), документы секретного характера, документы, содержащиеся в единичном исполнении, архивные документы и управленческая информация.

Обязательному представлению подлежат:

1) издания С;

2) издания для слепых;

3) официальные документы, подлежащие опубликованию;

4) аудиовизуальная продукция;

5) электронные издания;

6) неопубликованные издания (диссертации, научные исследования). Информационные услуги:

- бесплатное опубликование библиографической информации;

- хранение производственных документов;

- включение библиографической информации в отечественные и международные
автоматизированные банки данных;

- бесплатное предоставление по запросам хранимой информации;

- использование телерадиопроизводителями документов, созданных физическими,
юридическими лицами, в собственном эфире и т.д.

3. Государственные информационные ресурсы

В настоящее время в России органы государственной власти создают свои сайты, в структуру которых входят в числе прочих специальные разделы, предназначенные для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями. Например, сайт Министерства


юстиции России - www.minjust.ru - содержит в своей структуре "Вопрос министру", являющийся формой открытого письма Министру юстиции, отсылаемого по e-mail. Ответ Министра юстиции направляется по адресу заявителя, а в случае его отсутствия размещается на сайте Министерства <*>.

-------------------------------

<*> Морозов А. Сайт Министерства юстиции России - www.minjust.ru // Российская юстиция. 2002. N 9. С. 72.

Информационные обязанности государства перед гражданами возрастают. Информация, собранная на средства налогоплательщиков, должна быть им доступна. Так, в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти 12 февраля 2003 г. Правительство РФ приняло Постановление N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти" <*>. Согласно п. 2 данного Постановления федеральным органам исполнительной власти необходимо:

-------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658.

1) обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных
органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации
ограниченного доступа, путем созд ания информационных ресурсов в соответствии с перечнем,
утвержденным данным Постановлением;

2) своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в
информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;

3) систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных
органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом положений указанного Постановления.

Необходимо отметить создание российского сегмента сети Интернет для органов государственной власти РФ - Russian Government Internet Network (далее по тексту - сеть RGIN) -на базе домена GOV.RU сети Интернет, который является совокупностью территориально распределенных сетей и серверов доступа, принадлежащих организациям, имеющим статус органа государственной власти РФ. Иерарх ически структурированная сеть RGIN пред оставляет пользователям доступ к информационному пространству сообщества сетей Интернета и размещает на своих серверах только официальные материалы, относящиеся к деятельности органов государственной власти РФ. В настоящее время на сервере органов государственной власти РФ "Официальная Россия" содержатся лишь общие сведения как о федеральных, так и о региональных органах государственной власти. Более подробную информацию можно получить, используя ссылки на официальные сайты указанных органов государственной власти. Таким образом, объем размещенной информации и система навигации требуют значительных доработок.

В настоящее время значительная часть государственных информационных ресурсов не предусматривает какой бы то ни было интерактивности. Причиной этого является отсутствие административных ресурсов даже для того, чтобы поддерживать форум (например, портал Минтруда России (www.mintrud.ru), который задуман как главный информационный ресурс страны, посвященный социально-трудовой сфере). Вместе с тем существуют официальные сайты, например Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru), Высшего Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru), Министерства юстиции РФ (http://www.minjust.ru) и другие, поддерживающие интерактивные конференции, содержащие ссылки на различные органы государственной власти, специализированные серверы по законодательству. Особо ценно наличие в структуре данных сайтов в числе прочих специальных разделов, предназначенных для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями.

Следует отметить, что уровень взаимодействия судебной власти и СМИ, в том числе Интернета, пока не со ответствует потребн остям общества: "...складываются настороженные, а иногда и конфликтные отношения". С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к информационной закрытости, а с другой - наличием поверх ностных материалов, вытесняющих серьезные материалы, ориентированные на анализ вопросов правосудия, развитие гражданского оборота. Непрозрачность работы судов для СМИ и граждан, которые не всегда могут оперативно и беспрепятственно ознакомиться с решениями и приговорами, вынесенными и публично провозглашенными в судебном заседании, нарушает важные конституционные принципы публичности и гласности правосудия.


Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все суд ебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени (в прямом эфире). Любой желающий может сл едить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации этой программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в наиболее развитых странах.

4. Государственное регулирование библиотечного дела

Согласно Федеральному закону о библиотечном деле <*> библиотекой называется информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

-------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти (в том
числе федеральные библиотеки, библиотеки субъектов РФ, библиотеки министров и иных
федеральных органов исполнительной власти);

2) муниципальные библиотеки;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий и научно-исследовательских
институтов, образовательных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации.

В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых в пользование библиотеки.

Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной, ценовой политики, разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела, координирует межрегиональные связи по библиотечному обслуживанию в целях информации общества. Государство не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области библиотечного дела и контроль за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Организация кооперирован ных библ иотечных систем и информационно-библиотечных сетей, сводного каталога библиотек РФ, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек возложена на Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

Субъектами отношений в сфере библиотечного дела являются:

- библиотека;

- автор произведений;

- пользователь.

Особенностями библиотечного дела являются:

- публичный характер;

- массовое обслуживание пользователей.

Стремительное развитие электронной издательской деятельности и рост количества электронных публикаций приводит к весьма серьезным проблемам. Перечислим наиболее важные.


1. При подготовке электронной информации, прежде всего полнотекстовой, очень часто
игнорируются или учитываются не в полной мере опыт, правила и нормы, существующие в сфере
производства и распространения печатной информации, что приводит не только к нарушению
сложившихся традиций, но и усложняет коммуникативные процессы, в которых участвует и будет
участвовать как электронная, так и печатная информация. Это относится к шрифтовому
оформлению, к организации и структурированию информации, к атрибутированию произведений и
т.п.

2. Современные информационные технологии предоставляют эффективные средства
надежного сохранения электронной информации. Однако на практике процесс накопления и
сохранения электронной информации носит случайный характер. Например, создаваемые в
рамках традиционной издательской деятельности электронные оригинал-макеты часто просто
уничтожаются. Известны случаи, когда выполнялись дорогостоящие операции преобразования в
электронную форму книг, электронные оригинал-макеты которых были уничтожены. Другой пример
дают некоторые телеконференции: их материалы выставл яются для доступа в Интернет, а по
истечении некоторого времени уничтожаются. Число таких примеров можно значительно
увеличить. Решение проблемы сохранения электронной информации нуждается в
организационных, методических и технологических проработках.

3. Особую проблему представляет инвентаризация электронной информации, включающая в себя определение самостоятельных единиц электронной информации, их адекватное и унифицированное описание. Сюда же входят вопросы учета и каталогизации.

4. Сохраняемая электронная информация должна эффективно использоваться. Здесь сразу же встают вопросы совместимости программного обеспечения и форматов, вопросы реализации разнообразных функциональных возможностей, предусматриваемых создателями электронных документов. На решение указанных и ряда других проблем направлена деятельность по созданию электронных библиотек. Область деятельности, связанная с электронными библиотеками, является достаточно новой и поэтом у еще не имеет устойчивой терминологии. Безусловно, не следует отождествлять эту область деятельности с автоматизацией традиционных библиотечных процессов, хотя провести между ними точную границу вряд ли возможно.

В рамках установленных действующим законодательством норм и правил для библиотек и информационных органов России центральными являются проблемы, связанные с "ножницами" между правами пользователей на свободный и широкий доступ к информации и правами собственников информационных продуктов, включая и авторское право. В процессе выполнения массовых и требующих оперативного удовлетворения запросов пользователей, связанных с необходимостью снятия копий с запрашиваемых документов, библиотечные и информационные работники постоянно попадают в положение, которое вынуждает их либо нарушать имущественные права собственников интеллектуальной продукции, либо право граждан и организаций на получение требуемой информации.

В Законе об авторском праве определено: "Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

а) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для
восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров
произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих
фондов;

б) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в
сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно
опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций)
библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

в) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в
сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно
опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций)
образовательными учреждениями для аудиторных занятий".

Таким образом, данный Закон запрещает изготовление копий многих видов документов, запрашиваемых пользователями, хотя и разрешает брать из них "короткие отрывки".

Экономическая ситуация, в которой существуют российские библиотеки, вынуждает сокращать приобретение отечественной и зарубежной литературы как по номенклатуре, так и по количеству (до одного экземпляра). Кроме того, многие популярные и необходимые издания (например, в области бизнеса, банковского дела и т.д.) выпускаются небольшими частными издательствами Москвы и Санкт-Петербурга весьма ограниченным тиражом, и до периферийных библиотек они просто не доходят. В сложившихся условиях многие библиотеки России вынуждены давать отказ либо уд овлетворять запросы копированием целых изданий с нарушением закона, например копированием изданий "по частям".


Указанная практика поддерживается не только экономическими условиями. Как правило, организация-заказчик копии готова оплатить ее стоимость, а организация-изготовитель -выплатить все необходимые отчисления собственнику и (или) автору информационной продукции. Следуя действующему порядку, библиотеки или информационные органы, получившие подобные заказы, должны в каждом случае получить разрешение от держателя прав собственности на запрашиваемое издание. Помимо требуемых значительных затрат времени на переписку часто бывает неясно, кто владеет правом собственности: автор, издательство или кто-либо еще. Понятно, что даже при очень небол ьшом потоке запросов на копирование таких произведений служба МБА и доставки документов удовлетворить их не в состоянии.

Необходим механизм, обеспечивающий оперативное взаимодействие библиотек (информационных органов) и держателей прав собственности на информационную продукцию и, возможно, создание организации или нескольких организаций, выполняющих функции посредников между ними.

Не менее актуальной является также проблема, связанная с защитой авторских прав российских авторов при копировании их произведений зарубежными библиотеками. Наши зарубежные партнеры просто не знают, куда обращаться в указанных случаях. Российское авторское общество (РАО) многие из этих функций не выполняет. Эту проблему можно было бы попробовать решить, например для США, возложив ее на Международный библиотечно-информационный центр (МБИАЦ), в котором ГПНТБ России действует от имени российского библиотечного сообщества. Функция организации-посредника между зарубежными службами копирования и российскими собственниками или авторами интеллектуальной продукции может стать одной из основных для этого Центра. Кстати, деятельность службы копирайт Библиотеки Конгресса США является одним из показательных примеров решения подобных вопросов.

Однако сказанным проблемы с охраной авторских прав и прав собственников информационной продукции, а также прав на распространение и пользование информацией не ограничиваются. Представление любых видов данных в цифровой форме, с одной стороны, существенно повышает легкость и скорость копирования, а также трансформирования и распространения исходного материала; с другой стороны, создает новые виды информационных продуктов (в частности, разнородных видов баз данных, полнотекстовых документов и программных продуктов), а также связанных с ними новых условий неопределенности отношений субъектов информационной деятельности.

Эти проблемы характерны не только для российского, но и международного законодательства. В частности, в соответствии с законами США запись защищенного авторским правом произведения в память ЭВМ является репродукцией этого произведения, поскольку она может "восприниматься, репродуцироваться или передаваться с помощью машины или других средств". Таким образом, когда произведение записывается в память ЭВМ более чем на очень короткий период, создается его копия. Когда печатное произведение сканируется и трансформируется в цифровой вид, также создается его копия.

Закон РФ "О правовой ох ране програм м для электронных вычислительных машин и баз данных" гласит: "База данных (БД) - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ". Являясь объектом защиты интеллектуальной собственности, БД приравнивается к сборникам. При этом авторское право на БД признается при условии еще соблюдения авторского права на каждое из включенных в нее произведений. В соответствии с п. 4 ст. 5 этого Закона "авторское право на базу данных не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и организацию произведений и материалов, входящих в эту базу данных". Из сказанного следует, что закон защищает авторским правом структуру "сборника", т.е. базы данных, а не ее состав.

В современной практике библиотек и информационных органов России можно считать достаточно распространенным явлением параллельное ведение многими организациями электронных каталогов, имеющих одинаковую структуру составляющих их библиографических баз данных, которая определяется выбранным форматом. Другой признак структуры - порядок следования записей на физическом носителе в современной программной среде значения не имеет, поскольку легко изменяется, например операцией "сортировки". Таким образом, признаков, позволяющих идентифицировать конкретную базу данных с ее владельцем или автором, нет. К счастью, библиотеки России, являющиеся владельцами электронных каталогов, еще не приступили к их регистрации и недостатков данного Закона не ощутили. Сказанное можно распространить на информационные и справочно-информационные (в том числе на так называемые "полнотекстовые") базы данных. В результате порождаются дополнительные проблемы, в том числе связанные с уже упомянутыми выше в области репродуцирования литературных и других произведений или их частей при включении их в структуру создаваемых баз данных.


В связи со всем вышеизложенным в мировой практике появилась точка зрения на защиту авторских прав, в соответствии с которой эта защита должна быть ослаблена, так как общественность "желает иметь свободный доступ к информации", а закон должен отражать это желание. Указанное мнение опирается также на прогресс в области информационных технологий. В частности, поскольку компьютерные сети делают возможным нелегальное копирование и распространение информации, то считается, что закон должен легитимизировать эту ситуацию. В противном случае он будет обречен на постоянные нарушения.

Очевидно, цитируемый подход не может быть принят хотя бы потому, что он может оказать негативное влияние на процессы создания новых интеллектуальных продуктов, поскольку не поощряет авторов на творческую деятельность. По-видимому, наиболее приемлемым является принятие в информационном законодательстве России так называемого принципа "свободного использования". В соответствии с этим принципом пользователь не должен просить разрешения у владельца прав или оплачивать лицензию за использование произведений (в том числе цитирование, включение в новое произведение частей или фрагментов другого произведения и т.д.) при выполнении ряда условий, связанных с:

- целями и характером использования, характером защищенного авторским правом произведения;

- размером и существенностью заимствованного фрагмента по отношению ко всему произведению;

- характером воздействия использования на рынок или ценность защищенного
произведения.

Национальные библиотеки находятся в федеральной собственности и призваны формировать полное собрание отечественных документов.

5. Государственное регулирование архивного дела

Государству, обществу и гражданам необходимо упорядоченное сохранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, который действует на основании ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <*>. Архивный фонд РФ - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

<*> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

Архивным делом называется деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, представляющих собой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежащий хранению в силу значимости указанной на носителе, для граждан, общества, государства.

Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Существуют государственные (создаваемые Правительством РФ или субъектом РФ) и муниципальные архивы (структурные подразделения органа местного самоуправления муниципального района, городского округа либо муниципальное учреждение, создаваемое этим органом).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство <*>, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и субъектов Фед ерации органами государственной власти, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями.

-------------------------------

<*> См.: Положение о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2572.

Росархив осуществляет следующие функции и полномочия в установленной сфере деятельности: организует информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; работу по подготовке


документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда РФ; экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ и экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы РФ, после их возвращения; работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну; координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; ведет государственный учет документов Арх ивного фонда РФ и Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций и функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства; экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов; осуществляет иные функции и полномочия по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральным законодательством.

Арх ивные фонды - масса информационных ресурсов. Правовое регулирование архивного дела направлено на обеспечение открытости информации и динамичности процесса получения информации.

Открытость информации в архивных фондах обеспечивается:

1) существованием различных режимов доступа к информации;

2) переходом информации из одной категории доступа в другую.

Ответственность за сохранность информации в библиотеках и архивах мало урегулирована. Отсутствует ответственность за неправильное хранение подлинных документов, за несанкционированное копирование документов, распространение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: