Тайна голосования

Особое место в праве на неприкосновенность частной жизни занимает право на тайну голосования. Оно возникает у субъекта при реализации им своего избирательного права во время участия в выборах органов власти.

Требование проведения выборов "путем тайного голосования" прямо записано во Всеобщей Декларации прав человека (п. 3 ст. 21), в Международном Пакте о гражданских и политических правах (п. "b" ст. 25), в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Упомянутая статья Конвенции предусматривает обеспечение "свободного волеизъявления народа в выборе законодательной власти". На практике это означает, что жалобы, связанные с проведением президентских выборов либо выборов в органы местного самоуправления, не подпадают под юрисдикцию контрольных органов этой Конвенции. Для России юрисдикция Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека распространяется лишь на жалобы, приносимые на проведение выборов в Государственную Думу, в представительные органы власти субъектов Федерации, а также в главы исполнительной власти субъектов РФ - в связи с их представительством в Совете Федерации. В остальных случаях правовая охрана и защита права субъекта на тайну голосования обеспечивается в соответствии с национальным законодательством.

В современном российском законодательстве право субъекта на тайну голосования реализуется через обязанность государства (в лице избирательных комиссий) обеспечить эту тайну и предполагает:

- выдачу единообразных избирательных бюллетеней;

- заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованном кабинете (комнате, кабине), в котором не допускается присутствие других лиц; немедленное отстранение от участия в работе членов избирательных комиссий, удаление из помещения для голосования наблюдателей при нарушении ими тайны голосования.

Такие нормы содержатся в Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) (ст. 33), в Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) (ст. 51), в Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) (ст. 58), в Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (ст. 36, 41), в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) (ст. 30). Во всех случаях нормы законов, как и нормы международного права, прямо указывают, что гражданин обязан голосовать лично и бюллетень может быть выдан лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: