Термин пришёл из музыковедения: «наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы». В музыке термин ключевой при анализе композиции.
Свойства: вычленяемость из целого, повторяемость в многообразии вариаций.
Веселовский: мотивы — простейшие формулы, которые могли зарождаться у разных племён независимо друг от друга. Признак — образный одночленный схематизм. Творчество — комбинация мотивов, дающая тот или иной сюжет. В сюжете каждый мотив играет определённую роль, может быть второстепенным.
Пропп — первичные элементы мотива — функции действующих лиц.
Бем — мотив — предельная ступень художественного отвлечения от конкретного содержания, закреплённая в простейшей словесной формуле.
Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения: выявляются мотивы, имеющие древние истоки.
Множество мифологических мотивов.
Мотивы бывают не только сюжетные, но и описательные, лирические (мотив, позволяющий отследить комплекс мыслей, переживаний, чувств автора); не только интертекстуальные, но и внутритекстовые (мотив, появившийся в конкретном литературном произведении и развивающийся внутри его). Свободные (ср. структурные) - мотивы, непосредственно не связанные и органически не входящие в сюжетную систему. Структурные - мотивы, представленные в художественном произведении, раскрывающие сюжетную схему (без структурных мотивов она разрушится). Ведущий мотив определяется как лейтмотив. Лейтмотив может организовывать второй, «тайный» смысл произведения.Мотив в лирике — повторяющийся комплекс чувств и идей.Один и тот же мотив может получать разные символические значения в произведениях разных эпох.
|
|