Понятие о художественном времени и пространстве

В каждом литературном произведении есть художественный мир, он отражает реальную действительность, но ей не тождественен. Основное св-во худ. мира- УСЛОВНОСТЬ

Время и пространство в лит. произведении тоже условны.

o Автор может в любой момент перейти из реальности в реальность (из одной в другую). Н: Набоков, первые романы- переносится из настоящего в прошлое и обратно, роман Машенька.

время и пространство существуют в произведении в неразрывной связи - хронотоп.(М. Бахтин )

Роль хронотопа:

· Тесно связан с жанром. Н: авантюрный роман- хронотоп дороги, рыцарский (готический)- хронотоп замка.

· Связь с сюжетом н: хронотоп дороги – мотив встречи.

· Хронотоп пространства выражает авторское представление об авторской действительности, это модель мира данного автора.

Модель.

Для ее понимания важно

I. свойство или природа художественного времени и пространства.

Пространство
Конкретно Способы конкретизации: -геогр. названия (топонимы) -указания на местоположение, географ.реалии -пространство может быть не названо, но его образы имеют реальную основу Средства конкретизации: Даты, исторические события, обозначения времени суток. Абстрактное (условное) Нигде и одновременно везде. Отсутствие такого характера. Басни.

Характер пространства во многом определяется его наполненностью.

Как правило конкретное время сочетается с конкретным пространством, но не редко разные типы времени и пространства сосуществуют. Н: мастер и маргарита, вий, время появления злых сил, символичное время.

Следует различать следующие типы времени:

o Объективное (историч, биологич.)

Св-ва объективного: направленность временного потока, равномерность.

o Субъективное

Св-ва: неравномерность, разнонаправленность

Дело в том, что на первом плане эмоциональное переживание тех или иных отрезков

Н: психологическое время в рамках Достоевского.

II принцип организации

· Пространство
А) Однородно (Евгений Онегин) Неоднородно(несколько качественно разнородных миров, двоемирие) миров может быть несколько (н:м и м, три мира)
Б) Художественное время
как развивается время?
-циклическая модель, основа-идея повторения, вечного вращения. Чаще всего встречается в текстах имеющих мифологическую основу (как в ранних, так и поздних) Н: ночь улица фонарь, аптека.Блок. -линейная (последовательная) Н: евг.онег.. «обыкновенная история». Гончаров. - разнонаправленная модель времени Н: «времена» м.Осоргин
· Интенсивность времени (определяется кол-вои событий, переживаний, их значимость)
Наиболее отчетлива эта интенсивность в психологич.времни, кот.может сжиматься или разжиматься Из этого не следует, что безсобытийное время не имеет художественной ценности.
Статика может:
Подчеркивать, проявлять идиллическое состояние человека Проявлять косность и безжизненность бытия Н: в такой ф-ции исполняет время Чехов.
       

III. Но самое главное при анализе хв и пр это то, что целостно ограничены, т.е выражают авторскую оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: