В каждом литературном произведении есть художественный мир, он отражает реальную действительность, но ей не тождественен. Основное св-во худ. мира- УСЛОВНОСТЬ
Время и пространство в лит. произведении тоже условны.
o Автор может в любой момент перейти из реальности в реальность (из одной в другую). Н: Набоков, первые романы- переносится из настоящего в прошлое и обратно, роман Машенька.
время и пространство существуют в произведении в неразрывной связи - хронотоп.(М. Бахтин )
Роль хронотопа:
· Тесно связан с жанром. Н: авантюрный роман- хронотоп дороги, рыцарский (готический)- хронотоп замка.
· Связь с сюжетом н: хронотоп дороги – мотив встречи.
· Хронотоп пространства выражает авторское представление об авторской действительности, это модель мира данного автора.
Модель.
Для ее понимания важно
I. свойство или природа художественного времени и пространства.
Пространство | |
Конкретно Способы конкретизации: -геогр. названия (топонимы) -указания на местоположение, географ.реалии -пространство может быть не названо, но его образы имеют реальную основу Средства конкретизации: Даты, исторические события, обозначения времени суток. | Абстрактное (условное) Нигде и одновременно везде. Отсутствие такого характера. Басни. |
Характер пространства во многом определяется его наполненностью.
Как правило конкретное время сочетается с конкретным пространством, но не редко разные типы времени и пространства сосуществуют. Н: мастер и маргарита, вий, время появления злых сил, символичное время.
Следует различать следующие типы времени:
o Объективное (историч, биологич.)
Св-ва объективного: направленность временного потока, равномерность.
o Субъективное
Св-ва: неравномерность, разнонаправленность
Дело в том, что на первом плане эмоциональное переживание тех или иных отрезков
Н: психологическое время в рамках Достоевского.
II принцип организации
· Пространство | |||
А) | Однородно (Евгений Онегин) | Неоднородно(несколько качественно разнородных миров, двоемирие) миров может быть несколько (н:м и м, три мира) | |
Б) Художественное время | |||
как развивается время? | |||
-циклическая модель, основа-идея повторения, вечного вращения. Чаще всего встречается в текстах имеющих мифологическую основу (как в ранних, так и поздних) Н: ночь улица фонарь, аптека.Блок. | -линейная (последовательная) Н: евг.онег.. «обыкновенная история». Гончаров. | - разнонаправленная модель времени Н: «времена» м.Осоргин | |
· Интенсивность времени (определяется кол-вои событий, переживаний, их значимость) | |||
Наиболее отчетлива эта интенсивность в психологич.времни, кот.может сжиматься или разжиматься Из этого не следует, что безсобытийное время не имеет художественной ценности. | |||
Статика может: | |||
Подчеркивать, проявлять идиллическое состояние человека | Проявлять косность и безжизненность бытия Н: в такой ф-ции исполняет время Чехов. | ||
III. Но самое главное при анализе хв и пр это то, что целостно ограничены, т.е выражают авторскую оценку.