Строфа, ее виды

Строфа́ (др.-греч. στροφή поворот) — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из 2-х и более строк стихотворного текста ("стихов"), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой. Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста, как правило, совпадают.

Из числа строф, воспринятых русским стихосложением, в первую очередь следует отметить т.н. александрийский стих: заимствованное у французов ''двустишие'', которое в русской поэзии XVIII в. стало обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре романса, а также в эпиграммах, надписях и т.п.

Трёхстишия простейшего вида (с одной рифмой, проходящей через все три стиха) в русском стихосложении встречаются редко. Намного более популярной оказалась терцина, что обусловлено многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте.

Четверостишие — в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечётными стихами и рифмованными чётными. Следует отметить т.н. «балладную» строфу, ставшую популярной со времён Жуковского.

Пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика.

Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трёх рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (напр. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AAB CCB (например, «Усы» Пушкина).

Семистишие, так же как и большинство других строф, состоящих из нечётного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образец типа AAB CCCB, применён М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино».

Восьмистишие в русском стихосложении встречается часто. Обыкновенно оно представляет собой ту или иную комбинацию двух четверостиший. К т.н. «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, которой написаны такие произведения, как «Освобождённый Иерусалим» Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. В русском стихосложении использованию октавы много содействовал Степан Шевырёв, а всеобщее признание строфа получила после того, как появилось стихотворение А. С. Пушкина «Домик в Коломне». Примечательно восьмистишие Айдына Ханмагомедова в одну каламбурную строфу, являющуюся цельным предложением:

Одной из вариаций девятистишия является т.н. «спенсерова строфа», введённая английским поэтом Эдмундом Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABAB BCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела.

Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырёхстопным ямбом с рифмовкой по схеме ABAB CCD CCD (примеры встречаются в одах Михаила Ломоносова).

Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, применённая Пушкиным в стихотворном романе «Евгений Онегин» и получившая название «онегинской строфы»: она строится по схеме AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы).

Строфы большего объёма малоупотребительны и, как правило, последовательно через всё произведение не проводятся. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципа повторяемости, лежащих в основе строфы, как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: