Правовые основы отношений со СМИ

Информационное право

Андрей Юрьевич Дорский

Предмет информационного права.

Информационное право – формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации.

Источники информационного права:

· Конституция РФ

· Гражданский кодекс РФ

· Уголовный кодекс РФ

· Закон «об информации», информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006

· Закон «о СМИ» от 27.12.1991

· Закон «о рекламе»от 12.03.2006

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(ФЗ№149 от 27.07.2006»об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст.2)

Оценка, вопрос, пожелание не содержат сведений.

Свобода информации – общий принцип циркулирования информации в современном мире.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (Конституция РФ, п.4,ст.29)

Государственная тайна

Закон №5485-1 от 21.07.1993 «о государственной тайне»

· Сведения военной области

· Сведения в области экономики, науки и техники

· Сведения в области внешней политики и экономики

· Сведения в области расследовательной, контррасследовательной и оперативно-разыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Коммерческая тайна

Закон от №98-ФЗ «о коммерческой тайне»29.07.2004

Признаки коммерческой тайны:

· Коммерческая ценность, причем необходимым условием этой ценности является неизвестность информации третьим лицам

· Отсутствие свободного доступа на законном основании

· Обладатель принимает меры по охране конфиденциальности

Персональные данные

Закон №152-ФЗ «о персональных данных» от 27.07.2006

Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому лицу(физическому) – субъекты персональных данных.

Операторы и другие лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено ФЗ.

Правовые основы отношений со СМИ

Система права СМИ

Права редакции СМИ

· Право на запрос информации

· Право на аккредитацию журналистов

Редакция может обратиться с любым запросом любой информации в любой орган, учреждение, а также в органы общественных объединений. Они обязаны предоставить ответ. Коммерческие организации отвечать не обязаны.

Для общественных организаций ответ должен быть предоставлен в сроки до 7 дней. Огласке не подлежит государственная тайна, сведения о личной жизни и т.д.

Пресс-служба может попросить редакцию об отсрочке в течение 3 дней со дня поступления запроса. В таком случае нужно сформулировать причину отсрочки. Окончательный ответ необходимо предоставить в течение 22 дней.

Если информация смешанная, то часть информации сообщается, а другая часть удерживается в тайне.

Редакция имеет право аккредитовывать своих журналистов при государственных органах, общественных организациях и т.д. Они обязаны принять журналиста. Если журналист нарушил правила, его можно лишить аккредитации, а вместе с ним и всю редакцию, в которой он работает.

Права журналиста

1. Искать, запрашивать, получать и распространять информацию

2. Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы

3. Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации

4. Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную, специально охраняемую законом тайну

5. Копировать, публиковать, оглашать или иными способами воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения прав на интеллектуальную собственность

6. Производить записи, фото и видео съемку в случаях, если она не запрещена законом

7. Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях

8. Проверять достоверность сообщаемой ему информации

9. Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью

10. Отказаться о подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям

11. Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала

12. Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи

Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции

· Уголовная (ст. 144 УК РФ)

«Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»

· Административная (ст.13.16 КоАП «Воспрепятствование распространению продукции СМИ»; ст.5.39 КоАП «Отказ в предоставлении информации»)

Права лица, отвечающего за связи со СМИ

Право требовать:

· Указания на источник информации

· Сохранение конфиденциальности информации и/или ее источника

· Получение согласия на распространение в СМИ сведений о личной жизни своего клиента, его родственников от них самих или их законных представителей

· Согласование с ним проведения аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки при получении информации

· Предъявления редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: