по месту ударения в стихе:
мужская (ударный слог – последний)
женская (ударный слог – второй от конца)
дактилическая (ударный слог – третий от конца)
гипердактилическая (ударный слог – четвертый от конца)
по расположению рифмических цепей:
ааbb – парная (или смежная);
аbаb – перекрестная;
аbbа – кольцевая (или охватная);
aabccbа – смешанная (двойные, тройные и пр.);
аааааааа – сплошная (или монорим).
по месту в стихе: концевая, начальная, внутренняя
Системы рифмовок образуют строфику в стихосложении. Если каждая строка стремится к известной синтаксической цельности, то еще в большей степени это относится к строфе. Строфа – это группа стихов, объединенных поэтом на основе смысловых, ритмических и рифменных признаков, выраженных графически.
В русском стихе были и есть двустишия (дистих), трехстишия (некоторые виды являются терциной), четверостишия (катрены), шестистистишья (секстина), восьмистрочья (октава). Самые распространенные в мировой поэзии – четверостишия (катрены).
|
|
Примеры:
дистих (с парной рифмой – аа):
Казак на север держит путь,
Казак не хочет отдохнуть.
терцина (со сплошной рифмой – ааа):
В лесу безмолвие возникло от луны,
Но внятно чудится дрожание струны,
И свет властительный нисходит с вышины.
К оригинальной системе рифмовки, образующей строфу, относится сонет. Сонет – стариннейшая форма стиха, которая зародилась в Италии в XIII веке. В дальнейшем ею воспользовались Данте и Петрарка. В Англии в XVI веке сонеты писал Шекспир. В России он появился во времена Тредиаковского. Сонет требует определенного развития темы: экспозиция, развитие, развязка (либо – теза, антитеза, синтез). Это обычно пятистопный или шестистопный ямб. Первые две строфы – это четверостишия с перекрестной (abab) и опоясывающей (abba) рифмами, две последние – трехстишия с тремя парами рифм (cc-d - ee-d):
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом себе. Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник. (Пушкин) (abab-abba-cc-d-ee-d)
Чтобы отчетливо увидеть образование строфики на основе рифмовки, стоит вспомнить онегинскую строфу (14 стихов), она внешне в некотором смысле похож на сонет, это четырнадцатистишие. Хотя, конечно, он появился ранее пушкинской формы в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина. В онегинской строфе присутствует перекрестная, параллельная и кольцевая рифмовка:
|
|
1.
Бывало, он еще в постеле: (a)
2.
К нему записочки несут. (b)
3.
Что? Приглашенье? В самом деле (a)
4.
Три дома на вечер зовут: (b)
5.
Там будет бал, там детский праздник. (c)
6.
Куда ж поскачет мой проказник? (c)
7.
С кого начнет он? Все равно: (d)
8.
Везде поспеть немудрено. (d)
9.
Покамест в утреннем уборе, (e)
10.
Надев широкий боливар, (f)
11.
Онегин едет на бульвар (f)
12.
И там гуляет на просторе, (e)
13.
Пока недремлющий брегет (g)
14.
Не прозвонит ему обед". (g)
В русском и вообще в европейском стихе есть оригинальная строфика – терцина (трехстишие). Терцины скреплены между собой переходящей из одной в другую рифмой:
В начале жизни школу помню я. (a)
Там нас, детей беспечных, было много, (b)
Неровная и резвая семья. (a)
Смиренная, одетая убого, (b)
Но видом величавая жена (c)
Над школою надзор хранила строго. (b)
В русском и европейском стихе чрезвычайно редко возникает монорим, обычно – это стихотворение, построенное на одной рифме, написанное в сатирических и юмористических целях. Вот известное стихотворение Апухтина, содержащее иронические советы будущему чиновнику:
Когда будете, дети, студентами, (a)
Не ломайте голов над моментами, (a)
Над Гамлетами, Лирами, Кентами, (a)
Над царями и над президентами, (a)
Над морями и над континентами. (a)
Не якшайтеся вы с оппонентами.(a)
Контрольные вопросы и задания к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»:
1.
Что такое ритм в стихотворении?
2.
Назовите основные системы стихосложения? Чем характеризуется силлáбо-тоническая система стихосложения?
3.
Чем вызваны в тексте стихотворения отступления от заданной схемы стихотворного размера? Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?
4.
Основные двухсложные и трехсложные поэтические размеры силлáбо-тонической системы стихосложения.
5.
Способы определения размера стиха.
6.
Что такое рифма? Виды рифм.
7.
Что такое строфа? Какие виды строф характерны для русской и европейской поэзии? Что представляет собой «онегинская строфа» А.С.Пушкина.