Глава V. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу

Статья 29. Контрреклама

В случае нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу. Если он не делает этого, то федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган) приостанавливает его рекламу, предупредив его об этом. Контрреклама по всем параметрам кроме смыслового идентична опровергаемой рекламе.

Статья 30. Ответственность

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части её содержания. Рекламопроизводитель - в части оформления. Рекламораспространитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения.

Статья 31.

1. Юридические лица или граждане несут гражданско-правовую ответственность.

2. Лица вправе обратиться в арбитражный суд с исками. Истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

3. Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 МРОТ.

Ненадлежащая реклама, совершенная повторно и заведомо ложная реклама влекут уголовную ответственность.


26. Правовое регулирование участия СМИ в избирательной кампании.

Ст. 14 закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»; ст. 28 закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; ст. 9 и ст. 20 федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и ст. 21 федерального закона «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно; представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий и по своему усмотрению посещать избирательные участки в день голосования. Журналисты могут присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и на избирательных участках с момента его открытия и вплоть до окончания подсчета голосов и окончания оформления документов об итогах голосования и при отсутствии у них аккредитации при ЦИКе. С другой стороны, в ст. 81 Конституции и законодательстве о выборах говорится о тайном голосовании. Нарушение тайны голосования (голосование – процесс заполнения избирательных бюллетеней и опускание их в избирательную урну) является серьезным нарушением избирательных прав граждан, без согласия избирателя журналист не вправе снимать процесс голосования. Закон не говорит, в какой форме должно быть получено согласие, поэтому мы вправе предположить, что допустимо и письменное, и устное, и «молчаливое» согласие.

Свобода массовой информации и свободные выборы (как один из главных политических процессов общественной жизни) - это два неразрывно связанных между собой явления демократического строя.

Согласно действующему законодательству РФ, средствами массовой информации являются периодические печатные издание, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Права, предоставленные средствам массовой информации законодательством о выборах, направлены,

• на создание условий для проведения субъектами агитационной деятельности предвыборной агитации через средства массовой информации путем предоставления кандидатам, объединениям бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади на каналах организаций телерадиовещания или на страницах периодических печатных изданий.

• средства массовой информации призваны обеспечить достоверное, объективное и всесторонне освещение избирательного процесса, деятельности кандидатов, а также освещение хода и результатов голосования и подведения итогов выборов.

• средства массовой информации способны создать систему общественного контроля за своевременностью и законностью решений и действий избирательных комиссий, кандидатов и других участников избирательного процесса.

Таким образом, в период избирательных кампаний средства массовой информации являются не только производителями информационно-массовых услуг, но и полноправными участниками избирательного процесса с собственным кругом прав и обязанностей.

Правовое регулирование деятельности средств массовой информации, как и любых других субъектов права, осуществляется введением соответствующими нормативными актами различного рода дозволений, ограничений и запретов, а также установлением системы санкций за нарушения. Для СМИ дозволения, ограничения и запреты, а также ответственность за нарушения установленных законами порядка и правил деятельности, устанавливаются законом РФ «О средствах массовой информации».

Таким образом, правовой режим функционирования средств массовой информации в период избирательной кампании обладает особой спецификой, заключающейся в необходимости соблюдать кроме ограничений и запретов, установленных законами о средствах массовой информации, еще и ограничения и запреты, установленные законами о выборах. Цель этих дополнительных ограничений и запретов - обеспечение равенства избирательных прав участников избирательного процесса: как находящихся в статусе кандидатов, так и всех остальных граждан, в том числе находящихся в статусе избирателей.

Ограничение деятельности определенных избирательным законодательством средств массовой информации установлено федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Эти ограничения действуют только в строго определенный период времени, в котором протекает избирательная кампания, и только в рамках сроков, предоставленных зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации.

Федеральные законы о выборах определяют общие условия доступа кандидатов к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации и распространения других информационных материалов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает наиболее детальный порядок размещения агитационных материалов в средствах массовой информации и подробно определяет обязанности СМИ. Но все законы о выборах разделяют средства массовой информации на государственные и муниципальные либо на негосударственные. Отличием является участие государственных либо муниципальных органов в качестве учредителей в данных СМИ и (или) их финансирование не менее чем на 15 процентов за счет государственных средств за год, предшествующий выборам. Негосударственные СМИ отличает отсутствие данных факторов.

Также редакциям всех средств массовой информации, независимо от форм собственности, принявших участие в избирательной кампании, необходимо вести учет предоставленного эфирного времени, печатных площадей и предоставлять отчетность в соответствующие избирательные комиссии по установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации форме.

Законодательство, регулирующее распространение информации обладает рядом недостатков, которые, однако, пока могут быть устранены на законодательном уровне. Правовой режим деятельности средств массовой информации в период избирательных кампаний должен в большей степени, чем на данном этапе, регламентировать взаимные права и обязанности субъектов избирательных информационных правоотношений, четко устанавливать законодательные модели их поведения и разрабатывать формы ответственности за нарушение избирательного законодательства средствами массовой информации.


27. Законодательное регулирование телерадиовещания.

Регулирование электронных средств массовой информации сопряжено с решением целого ряда специфических проблем. В чём состоит главная из них? Из всех СМИ наиболее действенным, наиболее важным как для общества, так и для органов власти является, конечно же, телевидение. Это самое влиятельное, оперативное и доступное для населения средство массовой информации. В отличие от прессы телевидение бесплатно, телевизионные выпуски новостей и общественно-политические программы популярны, их регулярно смотрит большинство жителей страны, телепередачи обсуждаются в гораздо большей степени, чем газетные или журнальные статьи, не говоря уже о радиопередачах. Эффект, производимый телевидением на аудиторию, огромен. Поэтому многое в обществе зависит от того, кто будет контролировать телевидение. Для сохранения или изменения баланса сил в любой стране мира чрезвычайно важно, будет ли контролировать телевидение президент, правительство, парламент или общественные органы.

Закон о телевидении и радиовещании создавался в конце 1980 – начале 1990-х годов одновременно с Законом о средствах массовой информации. Так как предполагалось, что Закон о СМИ станет базовым для всех масс-медиа, то в нём были записаны и основные положения о том, как будут регулироваться телевидение и радиовещание. В результате появилось пять статей, в которых говорилось о создании Федеральной комиссии по телерадиовещанию, об осуществлении лицензирования именно этой комиссией, о недопустимости помех в эфире и сроках хранения материалов радио- и телепередач (ст. 30–34). О полномочиях Федеральной комиссии по телерадиовещанию сказано также в ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ст. 14). Хотя оба закона действуют уже несколько лет, эта комиссия так и не была создана, прежде всего, потому, что закон о телевидении и радиовещании не вступил в силу. Следовательно, статьи о комиссии по телерадиовещанию являются «мёртвыми», т.е. фактически они не работают и, возможно, никогда работать не будут.

Контроль над телерадиовещанием воплощается, прежде всего, в лицензировании. В чём природа лицензирования? По своей сути это – выдача органами исполнительной власти разрешения определённому кругу лиц или организаций заниматься той или иной деятельностью и контроль с их стороны за использованием этого разрешения. Лицензированию в России, как и в других странах, подлежат многие сферы деятельности. Например, для того чтобы преподавать журналистику, вуз должен пройти государственную аттестацию и получить лицензию на занятие образовательной деятельностью. Наличие такой лицензии означает, что государство разрешает конкретному вузу заниматься преподаванием журналистики и выдавать соответствующие дипломы о высшем образовании. Для того чтобы получить такую лицензию, вуз должен доказать, что у него имеется достаточное количество опытных преподавателей, работает большой процент кандидатов и докторов наук, профессоров, издаётся научно-методическая литература, есть помещения, оборудованные для занятий, необходимые технические средства обучения и т.д. В этом случае государственный орган выдаёт вузу лицензию. Для того чтобы, скажем, убирать двор в этом вузе, лицензия не нужна, такой деятельностью можно заниматься без лицензии, просто наняв дворников. Лицензия не нужна также и для того, чтобы редактировать и издавать газету. Государство не вмешивается в эту сферу и не говорит, кто вправе (в силу квалификации, опыта, образования) редактировать газету, а кто нет.

Лицензии необходимы для занятия многими видами работ и услуг, например всеми видами фармацевтической, медицинской и ветеринарной деятельности; производством, торговлей и ремонтом вооружения и военной техники; нефтегазодобычей и т.д. То есть имеется целый ряд видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Так говорит основной закон, регулирующий порядок выдачи лицензий в России, – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 года.

Один важный признак объединяет регистрацию и лицензирование в СМИ – это то, что, по сути, если СМИ не нарушает закона, и то и другое даётся ему навечно. В большинстве стран существует система, при которой в случае, если вещатель грубо не нарушает законодательство, он может пролонгировать свою лицензию бесконечно долго, перепродавать или уступать её. Те, кто получили лицензии ещё в 1940-е годы в США или в 1980-е годы в Западной Европе, пользуются выделенными тогда частотами до сих пор, и будут пользоваться ими ровно столько, сколько будет действовать принцип лицензирования телерадиовещания. Причём процедура продления лицензии свелась (по крайней мере, в США) к необходимости раз в несколько лет отправлять заполненную по определённой форме почтовую открытку в адрес лицензирующего органа.

Лицензия в области телевидения и радиовещания отличается от лицензий во многих других сферах тем, что её получает не каждый, кто, не нанося ущерба «правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию», способен заниматься подобным видом деятельности. Последний по времени проект Федерального закона «О телевизионном вещании и радиовещании» устанавливал следующее: «Частоты, выделенные для телевизионного вещания и радиовещания, являются общественным достоянием, контроль за использованием которого осуществляет государство. Указанные частоты предоставляются вещателю для использования в целях телевизионного вещания и радиовещания в установленном федеральным законом порядке» (ст. 6.). Двойственность ситуации с лицензированием телерадиовещания заключается в том, что, с одной стороны, распределяя частоты, лицензирующие органы пекутся о том, чтобы получить для бюджета деньги за выдачу лицензий: чем больше денег в казне, тем богаче общество. С другой – они распределяют не просто право на использование нефтяного месторождения среди желающих добывать нефть, но эфир, который, принося прибыль пользователям частотами, должен, прежде всего, служить обществу. В 1970–1980-е годы концепция ограниченного ресурса стала терять своё значение в связи с появлением кабельного и спутникового телевидения.


28. Правовые проблемы функционирования сети Интернет.

Правовое регулирование Интернета представляет собой сложную задачу, решение которой связано с необходимостью проведения анализа законодательства и сложившейся на его основе практики. Автор статьи отмечает, что развитие законодательства в информационной среде Интернет на сегодняшний день является необходимым дополнением к общей системе российского законодательства, а также является инструментом по созданию электронного государства.

В настоящее время основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, по нашему мнению, выглядят следующим образом:

1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в Сети;

2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности;

3) защита персональных данных, в частности тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов Сети (в т.ч. адреса, телефоны и другие персональные данные);

4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов;

5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.;

Не углубляясь в анализ технических вопросов, попытаемся рассмотреть правовой механизм регулирования вышеописанных проблем в сети Интернет.

1. Данный пункт особых проблем не вызывает, как говорится, были бы деньги, и объединенные между собой локальные, региональные и корпоративные сети, соединенные между собой многочисленными каналами передачи информации с высокой пропускной способностью, позволят практически любому человеку (находящемуся в зоне покрытия сетей) стать активным пользователем Интернета и обмениваться информацией в Сети.

2. Проблема охраны авторских прав имеет в своей природе далекие исторические корни, и с наступлением эры новых технологий поиски решения данной проблемы только усложнились.

Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 г. Гражданскому кодексу РФ изменился порядок предоставления доступа к литературным произведениям - объектам авторского права. Однако и сегодня можно встретить ситуации "безобидного" обхода норм, призванных защищать авторские права.

Известно, что любое печатное издание на территории Российской Федерации попадает в фонд Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. В диссертационном зале библиотеки можно увидеть правило, которое гласит: "В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме". Конечно, публичные библиотеки стараются придерживаться данного правила и предупреждают пользователей о возможности использования 15% диссертационного материала (в случае использования материала за пределами библиотеки и только на бумажном носителе). Однако это правило легко нарушить, дублируя заказы на разрешенные 15% с интервалом в несколько минут.

Однако если публичные библиотеки - меньшее из зол, то на сегодняшний день авторские произведения, размещенные в сети Интернет, встречаются на других сайтах, причем без указания имени автора, а также с редакционными исправлениями, далекими от оригинала. Именно подобные действия правонарушителя по воспроизведению произведения (создание копий произведения) без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения являются одними из самых часто встречающихся нарушений авторских прав в сети Интернет.

Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяют так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права.

Конечно, наиболее распространенным гражданско-правовым способом защиты нарушенных авторских прав является исковое требование о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. В соответствии со ст. 1252 ГК РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом.

Наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административно-правовая ответственность за их нарушение.

Таким образом, очевидно, что привлечь к ответственности правонарушителя может лишь автор произведения, отслеживающий пути распространения своей работы в Сети, но зачастую действия правонарушителей так и остаются безнаказанными.

3. До 2006 г. в России не существовало нормативных актов, напрямую регламентирующих, что является персональными данными, каким образом они должны храниться и обрабатываться. Летом 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ). Впервые появилась формулировка самого понятия: "Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация".

Сфера применения Закона о персональных данных достаточно широка, он охватывает отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой госорганами, юридическими и физическими лицами с использованием или без использования средств автоматизации. Цель такого регулирования - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его личных сведений.

Мы не будем останавливаться на случаях использования, хранения и распространения персональных данных в повседневной жизни. Рассмотрим случаи сбора персональной информации с использованием Интернета.

Случаи передачи персональных данных через Интернет многообразны. Это может быть управление банковским счетом, покупки в электронных магазинах, общение в социальных сетях, чатах и др.

Первоочередной способ сбора информации о пользователе происходит с момента его входа на интернет-сайт. В частности, посетитель сайта может добровольно заполнить анкету на сайте, ответить в ходе использования сайта на определенные вопросы его владельца. Также в момент использования интернет-сайта сохраняется информация о действиях посетителя на сайте. Кроме того, что немаловажно, владельцу сайта становится доступной и определенная техническая информация о посетителе и его компьютере с помощью так называемых cookie. Это особые файлы, позволяющие удаленному серверу отследить определенные действия пользователя Интернетом. Особенность cookie заключается в том, что они могут содержать, например, IP-адрес пользователя, страну местонахождения пользователя, имя провайдера, предоставившего доступ пользователя к Интернету, тип операционной системы, установленной на компьютере, тип браузера, информацию о посещенном перед этим сайте, а иногда - адрес электронной почты и другую информацию.

Вне сомнений, что собранная информация может оказаться очень полезной для владельца сайта, использоваться им для определения направления путей развития сайта, а также для индивидуализации оказываемых услуг. Но такие данные могут заинтересовать и других лиц. С помощью этого инструмента можно собирать информацию о посетителях сайта, отслеживая не только их действия на сайте, но и посещение ими иных сайтов в Интернете. Такую информацию можно продать, предоставив маркетинговому отделу какой-либо компании возможность целенаправленно посылать свою рекламу определенному лицу. Так, некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают ее тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в ее сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов.

И несколько слов о спаме. В свою очередь, спам порождает следующие проблемы: реклама незаконной продукции; антиреклама; массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя; массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение; массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения), и др.

Очевидно, что спам приносит экономическую выгоду его заказчикам. Это означает, что пользователи, несмотря на неприязнь к спаму, все-таки пользуются рекламируемыми посредством спама услугами. До тех пор, пока отдача от спама превышает затраты на преодоление защиты, спам не исчезнет. Таким образом, самым надежным способом борьбы является отказ от услуг, рекламируемых посредством спама.

Сегодня в России распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если не будет доказано обратное. Однако рост электронных рассылок, ежедневно атакующих миллионы почтовых ящиков, свидетельствуют о необходимости более тщательного законодательного закрепления данной проблемы.

В официальных комментариях Федеральной антимонопольной службы, уполномоченной осуществлять функции контроля за соблюдением этого Закона, указывалось на применимость данной нормы к интернет-рассылкам. За нарушение ст. 18 Закона "О рекламе» распространитель рекламы несет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Однако ФАС не имеет полномочий для проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, ответственного за спам, а уполномоченные на это органы не могут их проводить в связи с отсутствием в российском административном и уголовном законодательстве ответственности за рассылку спама. Поэтому, несмотря на периодические публикации материалов о привлечении нарушителей к ответственности, в настоящее время данная законодательная норма малоэффективна.

Следующим распространенным способом передачи информации о пользователях сети через Интернет является электронная почта. В этом случае сохранение в тайне переданной информации зависит от многих лиц, и в первую очередь от лиц, обеспечивающих функционирование почтовых ящиков отправителя и адресата.

Некую опасность таят в себе и различные мессенджеры, типа ICQ, QIP и др. Основной источник опасности, связанный с использованием данных программ, возникает в процессе передачи файлов между пользователями. В данном случае принимаемая сторона видит IP-адрес пользователя, последствия чего уже были описаны выше.

Следует согласиться с тем фактом, что в большинстве случаев пользователи Интернета сами становятся источником распространения персональной информации, добровольно размещая ее на различных социальных сетях и др., однако вопрос об использовании и защите персональной информации, ставшей доступной третьим лицам, до сих пор остается открытым.

4. На сегодняшний день в нашей стране идет активный процесс создания информационного общества, электронного государства. Для повышения доступности информации о деятельности государственных органов и эффективности предоставления государственных услуг в Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" создается так называемое электронное государство.

Создание новых форм государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит не только предоставить физическим и юридическим лицам информационные ресурсы и информационные услуги государственными органами с целью обеспечения прозрачности работы государственного сектора, но и предоставить им информацию о деятельности этих органов.

В настоящее время информацию о деятельности государственных органов можно получить из официальных сайтов. Однако не все сведения, полученные на сайте, можно считать актуальными на сегодняшний день. Достаточно обратиться к ряду сайтов федеральных органов исполнительной власти, и на личном опыте можно убедиться, что все "оперативные" данные о работе органа за конкретный период, статистические материалы и др. датируются максимум 2008 г. А некоторые отчетности и вовсе имеют трехгодичное опоздание. Так, например, на сайте ФНС России статистика по крупнейшим налогоплательщикам заканчивается 2006 г., данные о налоговых проверках - октябрем 2008 г. Очевидно, что данное обстоятельство не соответствует провозглашенным государством принципам доступности информации о деятельности государственных органов.

Однако не стоит забывать, что реализация интернет-решений и базовой инфраструктуры для предоставления физическим и юридическим лицам информационных ресурсов и информационных услуг, несомненно, увеличит степень ответственности государства за качество предоставляемых услуг, защиты персональных данных потребителей, сохранность полученной информации от искажения (удаления) и ее размещения в единую информационную базу.

5. Сегодня в Интернете существует большое количество социальных сетей, онлайн-дневников, блогов, где все пользователи без исключения могут общаться между собой, свободно обмениваться мнениями, зачастую не стесняясь в выражениях. Однако ни для кого не секрет, что за распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни пользователь может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности.

В нарушение этих правил в Интернете, в частности в комментариях к новостям на общефедеральных новостных порталах, в интернет-дневниках, можно встретить пользователей, которые не только занимаются распространением интернет-ресурсов непристойного содержания, но и нецензурно выражающихся. С правовой точки зрения интернет-дневник не является общественным местом. Следовательно, недобропорядочного пользователя, нарушающего моральные нормы при общении, нельзя привлечь к ответственности по ст. 20.1 КоАП. Кроме того, если, используя ненормативную лексику, недобропорядочный пользователь не оскорбляет никого лично, то в данном случае он не может быть обвинен в оскорблении другого человека. Именно это обстоятельство вынуждает добропорядочных пользователей Интернета стать невольными свидетелями описанной ситуации. Представляется необходимым на законодательном уровне ввести в обязанности провайдеров и владельцев сайта блокировать вышеупомянутых пользователей.

ИТОГО: можно сделать вывод о необходимости формирования комплекса нормативных правовых актов, призванных регулировать информационные отношения, формирующиеся в информационной среде глобальных компьютерных сетей - сети Интернет. Кроме того, предлагается внесение ряда уточняющих положения в Уголовный кодекс и Кодекс РФ. Необходимы изменения в положения Гражданского кодекса по защите интеллектуальной собственности.

Таким образом, развитие законодательства в информационной среде Интернет на сегодняшний день является необходимым дополнением к общей системе российского законодательства, а также инструментом по созданию электронного государства.


30. Правовая культура журналиста как элемент профессиональной квалификации.

Правовая культура журналиста - уважение, знание и практическое применение норм права в интересах эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

Уважение – сознательное соблюдение всех норм.

Знание норм, позволяющее журналисту ориентироваться в устройстве общества и системе правоотношений, которые в нём складываются:

- конституционное право и система власти в Российской Федерации(ст. 29 Конституции гарантирует свободу массовой информации);

- специальное информационное законодательство в России (закон «О средствах массовой информации», закон «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «О тайнах») и в мировом сообществе

- трудовое и административное право, гражданское законодательство(защита чести и достоинства; клевета, оскорбление; воспрепятствие журналистской деятельности), имущественные права

- правовые основы отрасли, на проблемах которой специализируется журналист

- источники правовой информации и способы работы с ней(журнал «Законодательство и практика масс-медиа»)

- средства, инстанции и порядок правовой защиты и самозащиты журналиста

Умение и привычка сотрудничать с опытными экспертами – это тоже составляющая правовой культуры журналиста.

Применение норм (оно совсем не следует из их знания, это отдельное умение).

Эффективность и безопасность деятельности – интегративный смысл правовой культуры журналиста. Регулирующая и охранительная функции права указывают оптимальный путь к производственной цели и защищают журналиста от посягательств на его полномочия. Профессия журналиста «рассчитана» обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом.

Противостояние покушениям на свободу массовой информации требует незаурядного мужества. Развитая правовая культура журналиста не предполагает компромиссов в этом вопросе, т. к. 1. независимость СМИ является законодательно признанным достоянием общества, а не конкретной редакции. 2. правовая культура журналиста включает в себя морально-этические императивы – неколебимую приверженность свободе, как личной жизненной ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: