Принципы закаливания

Систематичность - регулярное, ежедневное проведение закаливающих процедур на протяжении всего года;

Постепенность - постепенно возрастающее воздействие закаливающего фактора; Комплексность - одновременное использование нескольких различных закали­вающих факторов, сочетания общих и местных охлаждений и т.д.

Преимущественное закаливание закрытых и наиболее подверженных охлаждению (ноги, горло, спина, грудь) частей тела - открытые части тела (лицо, кисти рук) бо­лее закалены и без специального воздействия:

Эмоциональность- выполнение закаливающих процедур должно вызывать у ре­бенка положительные змоции;

Индивидуальный подход - при определении закаливающей нагрузки учитывается состояние здоровья ребенка и степень его закаленности;

Врачебный контроль - обязателен при разработке и осуществлении закаливаю­щих мероприятий, назначениях при перерывах в закаливании, оценке эффективно­сти закаливания;

Сочетание закаливания с другими мерами, способствующими укреплению здо­ровья ребенка - соблюдение рационального режима дня, соответствующего возрас­ту ребенка (полноценное питание, достаточный двигательный режим и т.д.);

Контакт и полное взаимопонимание с родителями - позволит более широко и полно использовать в режиме дня для ребенка закаливающие процедуры не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях.

Возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействия, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Если ребенок заболел или пропустил сеансы закаливания по какой-либо другой причине наступает дезадаптация. Деадаптация к холодовому раздражителю зависит от возраста детей: чем моложе ребенок, тем раньше проявляются признаки деадаптации. Так, например, в возрасте 3-4 года деадаптация проявляется с 7-8 дня после прекраще­ния закаливающих процедур, а в 5-6 лет - на 10-13 день Полная деадаптация к холоду наступает на 18-21 день и через 21-25 дней соответственно. При перерыве в закалива­нии такой продолжительности необходимо уменьшать интенсивность, время и пло­щадь воздействия холодового раздражителя.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Временными противо­показаниями являются повышение температуры у ребенка при заболевании любой этиологии с нарушением деятельности систем организма (почек, легких, сердечно­сосудистой системы).

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие закаливающие мероприятия должны проводиться в повседневной жизни ребенка. К ним относятся: соблюдение режима прогулок, систематическое проветривание поме­щения, поддержание температуры воздуха на уровне 20-22°С, в помещении детского дошкольного учреждения, обеспечение теплового комфорта ребенка рациональной одеждой в помещении и во время прогулок, хождение босиком в помещении, в теплое время года по очищенному грунту (трава, песок), круглогодичное проведение утренней гимнастики на групповой площадке, использование в гигиенических целях прохладной

воды (33-28°С) при умывании лица, рук, подмываниях, мытье ног, полосканиях горла и т.п. Специальные меры закаливания: воздушные ванны, дневной сон на застеклен­ных верандах с легко открывающимися окнами и фрамугами, закаливание воздушным потоком, искусственно создаваемым в помещении вентиляторами, водные процедуры (местное и общее обтирание или обливание, купание и плавание в бассейне или откры­том водоеме), систематическое полоскание горла водой с постепенно понижающейся температурой.

Группы детей для проведения специальных закаливающих процедур:

1) здоровые, закаленные;

2) здоровые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, но незакаленные (впервые закаливающиеся);

3) реконвалесценты после длительных заболеваний, либо дети, страдающие хрони­ческими заболеваниями.

Функциональные обязанности врача Врач обязан:

разрабатывать планы мероприятий по закаливанию в каждой возрастной группе; утверждать их у заведующей школьно-дошкольным учереждением;

систематически контролировать работу персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе;

проводить медицинское обследование функционального состояния здоровья и физического развития детей для правильного назначения закаливающих процедур с учетом индивидуального подхода;

обучать методике проведения закаливающих процедур персонал детского учреж­дения, дать конкретные указания по его организации;

осуществлять периодически контроль за местом проведения закаливающих про­цедур и за условиями их проведения;

регулярно наблюдать за влиянием закаливающих процедур на организм ребенка; контролировать объективность и своевременность учета проведения процедур и фиксации реакции организма ребенка на них;

наблюдать за поведением ребенка и реакцией его организма при проведении пер­вых процедур, когда могут быть наиболее выраженные отрицательные реакции, вно­сить при необходимости соответствующие коррективы в закаливающие процедуры;

активно проводить санитарно-просветительную работу среди воспитателей и ро­дителей, консультировать по вопросам организации закаливания в домашних условиях; не реже одного раза в месяц проводить работу с родителями по организации зака­ливающих мероприятий дома, посещать каждую возрастную группу; проводить оценку эффективности закаливания детей;

постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам закаливания детей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: