I. По специфике возникновения: 1) естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы; 2) созданные в результате интеллектуальной деятельности.
II. По сферам использования: 1) научно-технические; 2) социально-экономические; 3) правовые; 4) культурные; 5)
образовательные; 6) развлекательные и т.д.
III. По принадлежности определенным субъектам: 1) физическим лицам; 2) юридическим лицам; 3)
государственным органам власти и управления; 4) должностным лицам; 5) органам местного самоуправления; 6)
общественным объединениям; 7) государству в целом.
Смысл понятия " правовой режим " заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат. В зависимости от характера действий и юридических последствий их совершения или несовершения, составляющих содержание правовых режимов, различают следующие виды гражданско-правовых режимов:
- правовой режим собственности;
- режим исключительных прав;
|
|
- режим обязательственного права.
В содержание правового режима информационных ресурсов включаются:
1) порядок документирования информации;
2) положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;
3) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана - более широкое понятие, чем понятие "защита информации", и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения.
В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты - это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия.
Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 - 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.
|
|
23. Информационные системы: понятие, назначение, признаки.
Информационная система - технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги.
В соответствии со ст. 2 Закона об информации "информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств".