Билет 7. Формальная школа возникает на основе лингвистических школ России

Формальная школа.

Формальная школа возникает на основе лингвистических школ России. Формальная школа разрабатывает термин поэтика. Была предпринята попытка создания новой науки о литературе. Создатели школы были очень критически настроены по отношению к литературе своего времени. Школа пытается построить науку о литературе, которая бы исходила из того, что литература имеет собственные законы существования и развития, она является автономной. Школа - это кружок единомышленников.

ОПОЯЗ – общество изучения политического языка. Основатели – в Петербурге ­+ московский лингвистический кружок. Состав кружка все время меняется, но три члена постоянны: Шкловский, Тынянов, Эйхенбаум.

1914-1919 гг. – статья Шкловского. Ранний период

1919-1925 гг. – расцвет школы

1925-1930 гг. – статья Шкловского "Памятник одной научной ошибке". Период кризиса. Школа заканчивает свое существование.

Представители школы занимались художественным языком. Они выпускали сборники по теории поэтического языка.

1917 г. – Шкловский публикует статью «Искусство как прием». Еще Аристотель задавался вопросом о том, что такое искусство. Шкловский начал с определения: «Когда человек живет, он привыкает ко многим вещам, перестает их замечать. Это называется автоматизация вещей. Когда люди привыкают делать одно и то же, эти дела перестают замечаться. И если всю жизнь делать одно и то же, жизнь пройдет незаметно.. Цель искусства – делать вещи не узнаваемыми, а удивительными.» Искусство дает нам возможность почувствовать заново жизнь. Искусство не должно просто воспроизводить действительные вещи, оно должно эти вещи переделывать. Вводится термин и понятие «прием». Первый прием - остранение, те вещи должны предстать странными. Например, стихотворная речь. Мы не говорим ею в простой жизни.

Второй прием - затрудненная форма. Затрудненность может вызываться отступлениями автора. Например, "Евгений Онегин". Метафора придает совершенно иное звучание. Знакомый предмет засовывают в незнакомый контекст.

1916 г. - научный сборник. 1914 г. - 1919 г. - вышли основные статьи Шкловского, в которых он формулировал общие черты изучения литературы. Второй период был отмечен работами Шкловского, посвященными сюжету и структуре романа. Третий период: критики начинают отходить от теории произведения и все больше занимаются историей литературы. Представители этой школы начали переводить на Западе. Многие западные ученые занимаются изучением этой школы.

Литературное произведение выводилось из нелитературной ситуации. В произведении интересно только содержание. Мы отвлекаемся от всего лишнего в произведении и концентрируемся на основном. Литература меняется по внутренним законам. Эта школа производила эпатажное впечатление. Шкловский говорит об искусстве не обращаясь к историческим и культурным аспектам. От культурно-исторического контекста не зависит. Возростает роль приемов. Как автор будет выстраивать произведение, что будет использовать. О чем в произведении пишут - не важно, главное как пишут. Совершенно отбрасывается понятие "содержание". Появляется понятие "материал". Материал - это все, что автор может взять извне: история, бытовые ситуации. Этот материал он определенным образом конструирует. Теория сюжета разработана так же Шкловским. В русской литературе используется 2 иностранных понятия: сюжет и фабула. Фабула - это сказание, цепь событий, изображенных в сюжете. Шкловский говорит: сюжеты событий могут располагаться не в хронологическом порядке. Он предложил называть фабулой историю, в которой события идут по хронологии. А сюжет - не в хронологическом порядке. Фабула - упорядоченный пересказ. По Шкловскому, фабула - это материал. Еще одно открытие Шкловского - до него о персонажах говорили как об обычных людях, а Шкловский пытается увидеть персонажа как сконструированную личность. Шкловский выясняет функцию человека в конструкции произведения, а не его качество.

Шкловский занимался проблемами сюжета.

Другие представители школы занимались другими проблемами. Эйхенбаум - статья "как сделана "Шинель" Гоголя" в 1918 г. У этого рассказа нет сюжета. У Гоголя главное то, как рассказана история, ее построение. В этом рассказе установка на устную речь. Он вводит новый термин «сказ» - повествование строится с установкой на устную речь. Повествование – самая интенсивно развивающаяся часть современного литературоведения.

Другая линия исследования связана со стихом. Томашевский ввел в изучение стиха математические методы. Занимался стихотворным ритмом. Тынянов - "проблемы стихотворного языка". Слова в стихе, благодаря тому, что находятся в особых условиях, теснее связаны между собой. Происходит семантическое сближение. Внимание обращено не на содержание, а на форму (как располагаются события, как выстроен рассказ). Задачей было создать теорию. На начальном этапе теория звучала просто. Эта теория была целостной, т.к все вытекало из чего-то основного, фундаментального. История литературы связана с необходимостью обновления приемов. В самой школе с течением времени то, что менялось, называли литературной эволюцией. В советскую эпоху вся гуманитарная наука была поставлена под идеологический контроль. Литература должна была рисовать определенное общество, работа на заказ. Литература рассматривает социальные точки зрения. Формальная школа призывала к отрешению от общества. Внутренние причины кризиса школы. Нельзя анализировать произведение только по его сюжету. Нужно понимать не только как сконструирован персонаж, но и атмосферу. Они начали работать когда в литературе была революция (футуризм, кубизм). Теоретическая школа создает методы изучения литературы. Конец 20-х годов – распад ОПОЯЗа. Формальная школа отрицала общество. Считалось, что искусство существует вне общества. Школа перестала существовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: