Системы стихосложения в русской поэзии в диахронии

Тоническая система стихосложения.

тонической системе ритм определяется равноударностью при свободном расположении слогов. Тоническая система стихосложения в русской литературе восходит в фольклору, а вообще она характерна для немецкого и английского языков

В песенно-тонической системе стихосложения равномерное распределение ударения определяется ритмическим строением музыкального напева. Вокальная мелодия песни подчиняет себе речевую мелодию стихов. При исполнении на некоторых самостоятельных по значению словах ударение не ставится, если не совпадает с акцентами мелодии. Чем регулярнее была мелодия, тем строже выстраиваются словесные ряды.

Характерная особенность песенно-тонических стихов – отсутствие рифмы, компенсирующееся мелодикой, повторами, многосоюзием, обилием частиц, междометиями. Самый значимый корпус русского музыкального стихосложения – русские былины, для которых характерен четырёхударный тонический стих. Стихотворный ряд состоит из групп неравного слогового состава: под одно ударение стягивается несколько безударных слогов. Доля – единица ритма неравного слогового состава.

Тонический акцент в силу колебания безударных был менее канонизирован. На основе тонического стиха В.В. Маяковский создал собственный декламационно-тонический стих, в котором ритмообразующими являлись ударные слоги, а количество безударных слогов варьировалось от 0 до 8. Ритмообразующим элементом являлась рифма, скреплявшая метрическую и строфическую композиции.

Своеобразие ритма Маяковский изображал графически. Его стих распадался на смысловые и синтаксические группы, что подчёркивалось декламационными паузами. Заглавные буквы он выделял в начале предложения. Строфика Маяковского называлась «лесенкой». Но новаторство Маяковского не изменило традиций русского стихосложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: