Люблю/ тебя/, Петра/ творень/е. (А. Пушкин)

Мифы – древнейшие представления и повествования о мире, создания коллективной общенародной фантазии (греческая мифология, христианская, скандинавская, славянская и др.). Отражали действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций, одушевленных существ, которые мыслились реальными (Дионис, Геракл, русалки, валькирии и т.п.). Вместе с тем каждый мифологический образ – это символ. Национальная мифология представляет собой универсальную образную модель Вселенной.

Многосоюзие – фигура, основанная на сознательном увеличении количества союзов в предложении, благодаря чему замедляется интонация, усиливается выразительность речи.

И скучно, и грустно, и некому руку подать… (М. Лермонтов)

Монолог – речь действующего лица, обращенная к собеседнику, к себе самому, или (на сцене) к зрителям.

Мужская рифма – рифма, имеющая в клаузуле ударный слог: занем о г – не м о г.

Направление, течение, школа (литературные) – явления историко-литературного процесса.

Направление литературное – объединение писателей одной эпохи, сходных по типу художественного мышления, принципам эстетического освоения мира и человека, культурным традициям, но не всегда совпадающих в своих философских и идеологических воззрениях. Направление – это реальное функционирование метода (художественной системы) в историко-литературном процессе, но о направлении можно говорить лишь тогда, когда художественная общность писателей осознана в эстетической теории: в манифестах, программах, статьях. (Классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, модернизм и др.).

Течение литературное – более краткий отрезок историко-литературного процесса, возникает в рамках одного литературного направления, предстает как общность писателей, близких не только по эстетическим, но и философским, идеологическим, общественно-политическим воззрениям. (Напр.: романтизм созерцательно-психологический, гражданский, философский).

Школа, группировка, ассоциация, кружок (литературные) – более тесные общности, объединения единомышленников не только по всем творческим вопросам, но иногда преследующие общественно-литературные, политические цели; могут возникать на основе организационных установок (устава). Различаются: по лидеру («Натуральная школа» как «гоголевская» школа), по региону («Озерная школа» романтиков северной Англии), по тематике («Деревенская школа»), по эстетической ориентации (ОБЭРИУ – объединение реального искусства), по общественной, идеологической позиции («Пролеткульт», РАПП).

Образ художественный – форма отражения действительности искусством; конкретная /индивидуальная/ и вместе с тем обобщенная /типическая/ картина жизни, преображенной в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Напр., образ-троп: «Плачет метель, как цыганская скрипка…» (С.Есенин); образ-персонаж: Печорин в романе Лермонтова «Герой нашего времени»; образ-символ: «медный всадник» в поэме Пушкина; образ-мотив огня в лирике Фета и др.

Октава – строфа из восьми стихов, шесть из которых связаны перекрестной рифмой, а две заключительные – парной рифмой.

Четырехстопный ямб мне надоел:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: