Но в недрах этой системы зарождался другой тип профессионала-психолога. Он настолько иной, что для него совершенно не годятся те процедуры профессиональной аттестации, которые были традиционно установлены (наличие научных в общепринятом смысле публикаций, ведение занятий в вузе или работа в научном учреждении, успешная работа над диссертацией и пр.) и которые, кстати, остаются в ходу еще и сегодня. Этот «иной» психолог, как бы он ни был успешен в практической работе (непосредственно с людьми или в области доведения психологической информации до потребителя и т.п.) остается не только не оцененным, но неизменно категоризуется как неудачник («ну, когда же ты напишешь диссертацию» и пр.); а в серьезных книгах, в учебниках психологии просто не имеют «законной прописки» многие понятия и проблемы психолого-практического плана (психологическое консультирование, психотерапевтическая помощь, психодиагностика, информационно-психологическое обеспечение исследований и т.п.). Некоторые формирующиеся психологи идут таким путем — пишут и защищают требуемую диссертацию, чтобы потом, по возможности, к ней не возвращаться; некоторые продолжают чувствовать себя несостоявшимися и находят удовлетворение в «живой» работе с людьми уже не в статусе психолога как такового (феномен кажущегося
|
|
ухода из профессии — «психолог в душе и начальник или воспитатель по должности» и т.д.). Тем не менее, рано или поздно в общественном и профессионально-психологическом сознании утверждается понятие «психолог-практик», или «практический психолог». Хотя он иногда воспринимается традиционно ориентированными специалистами как нечто одиозное, а его деятельность — как нечто неуместное в храме науки, как «шаманство», тем не менее появляются веские логические обоснования этого типа специалиста, и он входит в жизнь профессионального сообщества, сам, в свою очередь, заостряя свою позицию и противопоставляя ее традиционному сциентизму, физикализму как чему-то неуместному в условиях современности. Мы все являемся свидетелями этого процесса; ему мы ставим в соответствие «метелку» а5-Ь7; в ее недрах тоже могут зародиться какие-то новые системы профессионально-психологических функций, но этого мы пока достоверно знать не можем [«надо дожить» ].
Теперь обратимся к вопросу о том, какой психолог предшествовал только что рассмотренному «советскому». Представим себе 119 век и ] начало 20 века в России («метелка» аЗ-Ь5; институциализирована (как-то представлена в специальных учреждениях — учебных заведениях) лишь определенного рода умозрительная и ориентированная на идеалистическую философию наука о душе, мало связанная с основными явлениями общественной жизни (а это, прежде всего, развитие капитализма в стране). Наряду с отмеченным порождается и вторгается в жизнь неофициальная психология, творимая врачами, инженерами, фабричными инспекторами и другими работниками, ввергнутыми в общественные, производственные процессы (см. Носкова, 1985 и др. ее работы).
|
|
Дореволюционная психология в России неоднородна, как и советская психология, и еще менее интегрирована, характеризуется противостояниями, взаимным неприятием или просто игнорированием некоторых своих составляющих (официальной и неофициальной областей производства и применения душеведческого знания), некоторой динамикой, фазами развития. Нет речи о едином профессиональном самосознании соответствующих работников как психологов. Они существуют, слегка объединяемые некоторыми изданиями — такими как «Записки Русского Технического Общества», журналы «Железнодо-
рожное дело», «Электричество», «Русская школа», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» и др. (в некоторые из них, как легко понять, традиционный психологи не подумает заглянуть). Нет ничего странного в том, что советские психологи отнюдь не вели свое профессиональное родство от врачей-гигиенистов или фабричных инспекторов (они как бы ориентированы по оси только своей ментальной системы-«метелки», а за ее пределами склонны не видеть ничего). Номы должны, видя тех и других, непредвзято усматривать их сходство по роду выполняемых профессионально-трудовых функций.
Но возникает, в свою очередь, вопрос, на какой почве, в недрах какой системы зародился тот все же несомненно психологический образ мыслей, который характеризовал множество людей только что затронутого периода, искавших пути преодоления несообразностей между личными качествами работника и требованиями деятельности (анализ причин и путей преодоления аварий, травм на производстве; поиск путей обучения новым видам деятельности; учет психологических особенностей потребителя и разработчика при проектировании средств деятельности и т.п.)? Эта почва (система) отображается на приводимой схеме предшествующей «метелкой» — c2-d4.
Что это за система? Приходится признать, что это неко
торая смесь, синкрет, «бессвязная связность» (см. Психоло-
гический... 1 983, с.341), сложенная из
религиозно-гуманистического образа мыслей в соположении с классической просвещенностью и здравым смыслом. [Ничего худого в этом нет, если речь идет о людях, что называется, хороших]. Кратко охарактеризуем ядро этого рода ментальности в связи с теми формами деятельности людей, которые можно интерпретировать как имеющие отношение к познанию психической реальности и овладению ее проявлениями.
Мы должны здесь вспомнить о некоторых особенностях русской церкви прошлого и соответствующего образа мыслей (не в его чистом, богословском, нормативном понимании, а в том, как это все реально происходило [«стряслось»] в истории).
Религиозное сознание после так называемого Крещения Руси (как, впрочем, и до его официальной даты — 988 или 989 г.) отнюдь не было единым, целостным. Представителям нового — христианского — мировоззрения пришлось
признать «реальность существования всех бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам», признать «святость традиционных мест и сроков старого культа», пришлось выстраивать храмы на местах прежних кумиров и капищ, даже христианские праздники пришлось приурочивать примерно к тем же дням, на которые приходились прежние языческие (Никольский. 1988, с.25). Волхвы существовали, по крайней мере, по 13 век, а старая обрядность и позже продолжала сохранять свою силу при некоторых «механических» добавлениях христианского толка. В заговорах (заклинаниях), направленных на укрепление сил, отвращение несчастий, «трясавиц» и т.п., «христианские персонажи попросту стояли рядом'с дохристианскими» (там же, с.29). Иначе говоря, средства» которые мы могли бы рассматривать как, в частности, и психотерапевтические или саморегулятивные, люди отнюдь не оставляли в прошлом; эти средства им были нужны, и их сохраняли, «вписывая» в складывающуюся новую мировоззренческую систему (феномен неуничтожимости трудовой функции, которую сейчас назвали бы профессионально-психологической).
|
|
Нам представляется продуктивным в контексте обсуждаемой здесь темы следующее заключение Н.М. Никольского: «Общество XIII-XV вв. в целом сохраняет старый взгляд на религию как на совокупность опытного знания таинственных сил природы и на совокупность средств жить с-таинственным миром в ладу, обращая его даже себе на службу» (1988. С.39). И в последующие столетия (вероятно вплоть до XVIII в, когда от рядового служителя культа стали требовать хотя бы элементарной грамотности и пунктуального знания порядка богослужения) священник «ценился именно как профессиональный совершитель... магических актов» — освящение воды, окропление домов, полей и т.п., чтобы прогонять «бесчисленных мелких демо-* нов» (там же, с.43).
Христианские служители культа перенимали у мастеров чародейного искусства «волхования, чарования и наузы (навязи типа амулетов,— Е.К.) всякия... ворожбы деля (для,— Е.К.), и порчи деля, и болезни деля, прожитка для, где бы сыту быти» (по Н.М. Никольскому. 1988, с.48). Понятие о единстве предметов веры и культа какое-то время просто отсутствовало (там же, с.55). Но постепенно способы, формулы и обряды сношений с божеством, узнавания
его воли и выспрашивания у него милостей превращаются в «особую тайную науку, не всегда доступную всякому смертному» (там же, с.70). происходит все более отчетливая профессионализация лиц, ответственных за владение человеческими душами. Интенсивно развивается монашество (некий аналог посреднического «кооператива» между людьми и божеством), возникают многочисленные инакомыслия, ереси, расколы; и в недрах этих процессов постепенно вызревает атеистический, научно-рациональный взгляд на мир и на психику.
|
|
Все грандиозные исторические процессы, связанные лишь отчасти с разобранными выше, нет возможности здесь даже упомянуть. Но нам достаточно в конечном счете хотя бы почувствовать явления, факты существования и развития тех профессиональных функций, которые сейчас так или иначе числятся («записаны» | за психологами. Разумеется, затронутые вопросы требуют систематического изучение на эмпирическом материале; и это может привести не обязательно к простому подтверждению или отрицанию предложенной выше гипотезы, но также и к ее продуктивным переформулировкам.
*
Список литературы
Гусейнова В.В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога—практика//Вестник МГУ. сер. 14. Психология- 1989, №4. С. 56-68.
Дмитриева М.А., Арефьев С.Л. Сравнительный анализ двух моделей деятельности психолога//Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1976. С. 32-42.
Дружинин В.В., Канторов Д.С% Канторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь. 1989. 288 с.
Ждан А.И. История психологии. М.: Изд-во МГУ. 1990. 367 с.
Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука. 1986. 511 с.
Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия//Вопросы психол. 1983, №1, с. 102-108.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с.
Краткий словарь-справочник по вопросам труда и зарплаты М.: Экономика. 1972. 416 с.
Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 432 с.
Математический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1988. 847 с.
Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1991 736 с.
Иазаретян А.П. Кибернетика и интеграция наук. Об интег-ративных перспективах системно—кибернетического стиля мышления. Ереван: Айастан. 1986, 218 с.
Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. четвертое. М.: Изд. полит, лит. 1988. 319 с.
Пескова О.И. Железнодорожная психология И.И. Рихте-ра//Вестник. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1985, №1. С. 55-64.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Гос. ичзд-во иностр. и национальн. словарей. 1963. 900 с. См. также новейшее исправленное издание М,: Русский язык, 1990. 916 с.
Петровский Л.В. Исюрмя советской психологии. М.: Просвещение. 1962. 367 с.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
Пригожий И.Р. (1. Prigogine) Перспективы исследования слож-
ности//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1986. М.: Наука. С. 45-57.
Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. 478 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука. 1988. 783 с.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.
Сыркин М.Ю. Опыт психологического испытания на должность сотрудников психологического отдела института (труда) //Труды Вссукраинского института труда. Вып. 1 Харьков: Путь просвещения — Ин-т труда. 1923. С. 121-142.
Шанский Н.М., Иванов В.В.. Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., Просвещение. 1971. 542 с.
2. 2Л. Реплика о структуре профессионализма и профессионала
[1995]31
... Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Как же так? Ведь это самое главное! Да, но для уяснения важной для нас мысли обратимся сначала к рассмотрению какой-либо очень простой функционирующей системы, например, швейной машинки. Наиболее очевидны здесь — образование шва и движущаяся рабочая часть — игла. Но всякому ясно, что нельзя рассуждать так, пусть будет игла и пусть она как можно больше работает, а остальное-де — долой; ясно, что нужны и неподвижные, несущие части, станина, подшипники, передаточные механизмы, не бросающиеся в глаза; при этом все это составляет гораздо большую часть всего работающего устройства, чем та часть, которая «на виду»; если трущиеся части периодически не покрывать подходящей смазкой, то со временем и получение хорошего шва — главной цели — станет невозможно. Примерно так же, хотя часто и с меньшей очевидностью, дело обстоит в отношении профессионала и профессиональной общности. Приведем общепонятный пример. Вот перед нами профессиональный оптик, мастер своего дела; ему сейчас предстоит снять с поверхности почти готовой призмы, которую он изготавливал несколько дней, какие-то ничтожные доли вещества. Это трудно, это может на данном предприятии только он. Но он знает, что эту тонкую работу он может делать при определенном своем внутреннем состоянии. И вот он сидит в сторонке от рабочего места, чтобы успокоиться; он занят преднастройкой к ответственным двигательным действиям. Представим себе, что некий бдительный и ревностный руководитель видит, что человек пришел на работу, а «сидит в сторонке» и, выходит, не работает. «Дожать», «стимульнуть», «напрячь» этого оптика? Да нет, его надо просто оставить в покое. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции («отдачу»), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические, функции. К этим внутренним функциям относятся и построение образа будущего результата деятельности, и не-
которое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, и эмоциональная преднастройка к работе, и общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, «дома», и «больной зуб», и многое, многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. Более того, в психологии убедительно показано, что частные, отдельные представления, образы-регуляторы поведения и деятельности в конечном счете возникают не иначе как в контексте целостного образа мира, сформировавшегося к данному моменту у данного человека; возникают как «актуализированная часть» целостного образа мира (Смирнов С.Д. 1985). Непонимание, недоучет этих обстоятельств руководителем, «работодателем» ведет к взаимонспониманию и конфликту в профессиональной, производственной сфере.
В свете сказанного л рофессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие части, компоненты.
I. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности):
а) образ мира,
б) направленность, социально ориентированные моти
вы, деятельностно ориентированные мотивы, широкие,
конкретные, мотивы, обращенные на смежные предметные
области,
в) отношения к вне.шнему миру, к людям, к деятельно
сти,
г) отношения к себе, особенности саморегуляции,
д) креативность (творческость), ее особенности, прояв
ления,
е) интеллектуальные черты индивидуальности,
ж) операторные черты индивидуальности (умелость, го
товность к действиям, исполнительские способности),
з) эмоциональность, ее особенности и проявления,
и) особенности осознания близкого м более отдаленного родства своей профессии с другими,
к) представления о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала (иногда противоположных, казалось бы, несовместимых),
*
л) осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека или которым дает возможность проявиться и какие подавляет,
м) представление о своем месте в профессиональной общности.
2. Праксис профессионала:
а) специфические черты, отраженные в общих, в том
числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных сло
весных характеристиках, порожденных и бытующих в дан
ной профессиональной общности и еще не отраженных в
словаре науки (то, о чем наука пока не знает),
б) моторика (движения, координация движений, стати
ка),
в) умения, навыки, действия, ориентированные на пред
метную область труда (исполнительный аспект),
г) умения, навыки, действия организационно-производ
ственные, коммуникативные, социально-воздейственные,
д) умения информационно-преобразовательные (испол
нительный аспект),
е) умения, навыки, действия саморегуляционные.
3. Гнозис профессионала:
а) специфические черты, отраженные в общих, в том
числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных сло
весных характеристиках, порожденных и бытующих в дан
ной профессиональной общности и еще не отраженных в
словаре науки;
б) прием информации: внимание, профессиональная
специфика внимания, ощущения и восприятия, их профес
сиональная специфика;
в) переработка информации и принятие решений: па
мять, ее профессиональная специфика, представления
(включая и представления воображения), их профессио
нальная специфика; мышление, его профессиональная спе
цифика, понимание как проявление мышления и его
профессиональная специфика сложные качества ума (воз
можно, не нашедшие отражения в языке науки); воображе
ние, его профессиональная специфика; принятие решений,
профессиональная специфика принятия решений;
г) гностические умения, навыки, действия: разновидно
сти гностических действий и их профессиональная специ
фика (распознает, следит, отбраковывает, находит
причины неисправностей, разбирается в нестандартных си
туациях и пр.).
4. Информированность, знания, опыт, культура профес
сионала:
а) специфические черты, отраженные в общих, в том
числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных сло
весных характеристиках, порожденных и бытующих в дан
ной профессиональной общности и еще не отраженных в
словаре науки;
б) науки, области теоретического знания, в которых про
фессионалы считают важным иметь ориентировку;
в) профессиональные (специфические) знания: о пред
метной области, о целях своей деятельности и жизни, о
средствах труда, достижения успеха, об условиях своего
профессионального развития.
5. Психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области.
6. Осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (как все это осознает профессионал и как это осознано в профессиональной общности, как это фактически выглядит в отношении данного работника в смысле его соответствия профессии).
... без указанных обстоятельств высшие результативные достижения профессионала так же невозможны, как невозможна молокоотдача коровы без самой коровы с ее отрыжкой, жвачкой, содержимым кишок и т.д. Сошлемся лишь на один факт: экспериментально показано, что успешность обучения операторов зависит от целого комплекса самых, казалось бы, неожиданных субъектных качеств и, в частности, уровня рефлексии (способности или привычки смотреть на себя как бы со стороны, осознавать многие стороны своей активности), от типа «локуса контроля» (склонности полагаться на себя или других при оценке событий) и др. (Сироткина, Фанталова, Евсикова, 1989).
Не приходится удивляться, что человек, в частности профессионал, много сложнее швейной машинки, и не надо надеяться, что можно «быстренько» освоить методы работы с ним. Если ты специалист-человековед — «клади» на это свою жизнь, и не менее того. Приведенный выше перечень пунктов может пригодиться прилежному читателю как внутреннее средство его труда, а именно как программа для ориентировки в особенностях субъекта деятельности — представителя соответствующей профессиональной общности [а также и самого себя]. Любая программа, даже пока не обеспеченная методами работы, полезна уже тем, что позволяет не упустить что-то важное.
.
Примечания
Общие замечания: в чех случаях, когда тексч публикуемого источника может быть в маши дни понят не точно (утрачены местно-временные ассоциации) или когда из-за сокращений важно сохранить для удобства читателя «чувство контекста», вводятся краткие пояснения в квадратных скобках; точно так же в квадратные скобки заключены номера таблиц и схем, поскольку в данной книге приводится их сквозная нумерация, естественно, не совпадающая с таковой в исходных публикациях.
Понятие «непсихологи» не означает непременно «широкого» или «непрофессионального» читателя. Это могут быть и профессиональные педагоги-практики, и родители учащихся (а они могут быть сколько угодно высоко профессиональными в каких-то областях вне психологии), и представители смежных с психологией научных и практических профессий (философы, биологи, врачи, инженеры), но также и учащиеся (будущие профессионалы), и просто пытливые люди. Все это — народ; и отнюдь не пусты крылатые слова: «Работать для науки и писать для народа».
1. Материал приводится как иллюстрация и свидетельство того, что в 50—е годы в отечественной психологии замышлялись, велись и публиковались работы, противопоставленные стереотипам тоталитарного сознания и культивировавшие уважение к индивидуальной творческой самобытности, интеллекту, личности практического работника, в частности, рабочего, инструктора производственного обучения. Рукопись брошюры была прочитана в Татарском обкоме партии и вышла в свет при поддержке Ф.А. Табеева.
Печатается по тексту брошюры: Климов Е.А. и Моржеедов С.Д. Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда (Пособие для производственного обучения по методу Ф. Л. Ковалева). Казань, изд-во Казанск. ун-та. 1955, соавтором — инженером — написана глава 2-я; в" предлагаемой здесь публикации приведены отрывки из 1, 3 и 4 глав. Брошюра была обращена к работникам отделов подготовки кадров предприятий.
В паши дни область практики и теории распространения, внедрения ценных изменений, передового опыта в области труда остается актуальной (ее часто обозначают теперь иноязычным словом «инноватика»). Как бы там ни было, функция культивирования личностного отношения человека-делателя к нововведениям и индивидуального подходя к этому человеку остается неизменно важной.
Названную публикацию заметил С.Г. Геллерштейп и, сославшись на нее, ввел тем самым в научный психологический
контекст в статье «Вопросы психологии труда» в двухтомнике «Психологическая наука в СССР», том 2. М.: АПН РСФСР, I960; см.с.356 и 359.
Понятно, что сама по себе техника производства, упоминаемая в публикации, за последние десятилетия существенно изменилась (давно появились бесчелночные станки и пр.), но данная работа посвящена не технике, а человеку.
2. Печатается по тексту брошюры: Климов Е.А. Обучение
рабочих на производстве новым приемам труда и пути инди
видуального подхода. Казань, изд-во Казанского университета.
1958. Издание предназначалось в качестве пособия для работ
ников производственного обучения — инженеров—методистов,
техников, мастеров, инструкторов и других лиц, связанных с
работой по повышению производственной квалификации рабо
чих массовых профессий.
Как сказал К.М. Гуревйч автору этой книги, стиль-то здесь не индивидуальный, а групповой, поскольку он выявлен на анализе специально оюбраиных условных групп профессионалов. Это верно. Через анализ группового стиля мы подбираемся к виденью стиля индивидуально неповторимого. Но все же «индивидуальный стиль» это. полагаем, правомерный теоретический объект, которому важно ставить в соответствие эмпирические данные. И это жизненно важно для правильного подхода к делу изучения и распространения передового опыта в любой профессии.
3. Печатается по тексту брошюры, указанной в предыдущем примечании.
4. Печатается с некоторыми сокращениями по тексту брошюры: Е.А. Климов, Четыре задачи программированного обучения. Казань. Изд-во Казанского университета: 1965 (раздел 3-й). Сходный по содержанию материал был также представлен в статье автора: Опыт применения алгоритмов обучения и некоторые проблемы личности. Сб. Применение технических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. М.: Советское радио. 1965, с.81-89)..
5. Материал (доклад) был обращен в основном к педагогам и организаторам профессионально-технического образования, сплотившимся вокруг выдвинутой С.Я. Батышевым идеи создания Отделения профтехобразования в Академии Педагогических Наук СССР. Для психологов и педагогов- может представлять интерес то, что здесь, в частности, приоткрывается часто недооцениваемая познавательная составляющая в профессиях практического труда, критикуется логоцентризм в нашей науке, обращено внимание на важность восприятия естественных (а не только специально сконструированных) индикаторов в системах «человек — машине», профессиональной памяти, профессионального мышления и т.д. Обозначенные вопросы актуальны и сегодня.
Печатается с небольшими сокращениями по тексту издания: Научный совет по проблемам профессионально-технического
образования (материалы второй сессии совета). Выпуск 2. М., АПН СССР. 1970.
Что касается тематики, приводимой в данной публикации» то она оказалась редакционно bci роенной в сообщение М.А. Жиделсва. который на с.48 ссылается на Е.А. Климова-.
6. Печатается по тексту: Внедрение достижений педагогики и психологии в практику обучения и воспитания (Методические рекомендации для преподавателей школ, техникумов и профессионально-технических училищ). Л., Ленингр. отд. Педагогического об-ва РСФСР. Секция психологии. 1975 (с.8-10).
7. В первом варианте некоторые из приводимых утверждений опубликованы в рамках «Заочного семинара по психологии» в 1979 и 1980 гг. в журнале «Профессионально-техническое образование». Поскольку статьи семинара позднее бььхи доработаны и сгруппированы в отдельный выпуск, печатается по его тексту (Использование психологических знаний в педагогической деятельности. Методические рекомендации для слушателей университета педагогических знаний. М., Всесоюзный научно-Mei одический центр профессионально-технического обучения молодежи. 1984. Темы:«Регудироваиие и саморегуляция поведения» и' «О роли наследственности и среды в психическом развитии»). К сожалению, указанный выпуск рекомендаций содержал смыслоискажающие опечатки (или, возможно, редакционные вмешательства), которые в настоящем издании исправлены.
8. В первом варианте опубликовано в рамках «Заочного
семинара по психологии» (1979 г. №10). Печатается с некото
рыми сокращениями в основном "(за исключением последних
двух абзацев) по тексту изданного впоследствии отдельного
выпуска: Использование психологических знаний в-педагоги
ческой деятельности. Методические рекомендации для слуша
телей университета педагогических знаний. М., Всесоюзный
научно-методический центр профессионально-технического
обучения молодежи. 1984. (Тема:«3нание о себе в учении и
труде»). Имеющиеся в этом издании смыслоискажающие
опечатки устранены.
Поскольку публикация была обращена к непсихологам, изложение сначала вводит читателя на житейском материале в область простейших фактов и зависимостей, характеризующих самосознание (кстати, нередко недооцениваемых в воспитании и обучении профессионалов) и лишь после речь идет о проявлениях и структуре профессионального самосознания.
Последние два абзаца данного раздела приведены по еще более поздней публикации: Е.А. Климов, Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости. М., Изд-во Московского университета. 1992. (Тема: «Знание о себе и внутренний диалог личности»).
Вопросы профессионального самосознания были исследованы в следующих психологических диссертациях аспирантов автора: Овсянникова В. В. Самооценка.учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности. Л ЛГПИ им. А.И. Герцена.
1982. Миронова ТЛ. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки. Л. ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1985. Заслуга разработки вопросов внутреннего диалога в связи с выбором профессии принадлежит аспиранту В.А. Байметову: Диалог в профессиональном самоопределении (в контексте психологического консультирования по выбору профессии). Дис. канд. психол. наук. М., МГУ 1990.
9. Соответствующие вопросы излагались в рамках «Заочного
семинара но психологии» в журнале «Профессионально-тех
ническое образование» (1980 г. №2. статья «Профессиональная
пригодность и се формирование»), во вводной статье к сборнику
«Сто профессий для Ленинграда и Ленинградской области».
Л. Лемиздат 1983, с.22-40, по тексту которой (с некоторыми
сокращениями) в основном и печатается предлагаемый мате
риал. Издание было обращено не только к старшеклассникам,
но и к их учителям, родителям, ко всем, кто озабочен
профессионализацией молодежи. На материал возпагалась
задача отстранить читателя от чисто диагностического подхода
к делу и культивировать подход формирующий.