При изучении данного модуля перед студентами ставится цель - освоение ключевой проблематики философской эстетики – основы литературоведения – по мере знакомства с ее ведущими историческими моделями. Базовые профессиональные компетенции, получаемые при этом, напрямую связаны со знанием и пониманием классических эстетических трудов и умениями сопоставлять различные концепции и точки зрения по вопросу о сущности искусства. Будущий литературовед должен ориентироваться в наиболее влиятельных эстетических концепциях и школах, получить представления о сущности искусства и его образной природе, об особенностях различных видов искусства. Наибольшее внимание уделяется специфике самого предмета литературоведения - характеристике природы художественной литературы.
Исторический очерк эстетических учений
Основные этапы развития литературоведческой мысли.
Античная концепция искусства как подражания природе. Платон и Аристотель о сущности искусства. Символическая концепция искусства.
|
|
Концепции искусства Нового времени. Немецкая идеалистическая эстетика. Основные понятия творческо-эстетических концепций И. Канта, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля.
Отечественные эстетические концепции 19 века (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. А. Потебня и др.). Вклад в развитие эстетической мысли мифологической, культурно-исторической, психологической, сравнительно-исторической школ академического литературоведения.
Разнообразие научных направлений и школ в науке о литературе 20 века. Психоаналитическая трактовка искусства. Формальная (морфологическая) школа в литературоведении. Структуралистская концепция литературы, ее основные положения и понятия. Постструктурализм.