Ушаков, Е.В.
У93 Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. —
М: Издательство «Экзамен», 2005. — 528 с. (Серия «Учебник для вузов»)
ISBN 5-472-01114-0
Данная работа представляет собой базовый вводный курс, содержащий такие темы современной философии и методологии науки, как логико-методологический анализ науки, специфика гуманитарного познания, научное творчество, наука и глобально-цивилизованные процессы, этика науки, наука как социальный институт и взаимоотношения науки с другими сферами общественной жизни, генезис и история науки, наука и культура. Отражаются главные результаты, тенденции и темы дискуссий в философии и методологии науки вплоть до новейшего периода. Рассматривается сложный образ современной науки, обсуждаются основные мировоззренческие предпосылки научного познания, анализируются философские проблемы, возникающие перед учёными в ходе их научных исследований.
Курс рассчитан на самую широкую аудиторию учащихся как естественно-научных, так и гуманитарных специальностей. Может использоваться для подготовки студентов по программе общественных дисциплин, для аспирантов, сдающих кандидатские экзамены по философии, а также будет полезен философам, учёным и всем, кто интересуется проблемами науки и её ролью в современной жизни.
|
|
УДК 16(075.8) ББК 87в
Подписано в печать с диапозитивов 08.06.2005. Формат 60x90/16.
Гарнитура «Тайме». Бумага типографская. Уч.-изд. л. 32,95.
Усл. печ. л. 33,00. Тираж 5 000 экз. Заказ № 1410.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография",
300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.
ISBN 5-472-01114-0
© Ушаков Е.В., 2005
© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005
Содержание
Предисловие............................................................................................................... 6
Вводный раздел. Наука в философском ракурсе........................................9
0.1. Философия и наука............................................................................................. 9
0.2. Философские дисциплины, изучающие науку....................................... 19
0.3. Элементы теории познания.......................................................................... 27
0.4. Наука как система знания............................................................................ 32
0.5. Наука как деятельность................................................................................ 37
0 6. Проблема истины............................................................................................ 46
0.7. Проблема научного метода......................................................................... 56
Раздел I. Логико-методологические аспекты наук
Глава 1. Основные структуры научного знания...................................... 61
1.1. Научное понятие........................................................................................... 61
1.2. Научный закон.............................................................................................. 65
|
|
1.3. Научное объяснение..................................................................................... 71
1.4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания............ 82
Глава 2. Методы..................................................................................................... 95
2.1. Методологический арсенал науки........................................................... 95
2.2. Описание, сравнение, измерение............................................................. 102
2.3. Наблюдение................................................................................................... 113
2.4. Эксперимент.................................................................................................. 124
2.5. Моделирование........................................................................................... 142
2.6. Обобщение и обработка эмпирических данных................................ 157
2.7. Методология теоретического уровня: логические действия.......... 162
2.8. Методология теоретического уровня: подходы и методы.............. 167
Глава 3. Формы научного познания как единицы
логико-методологического анализа.....................................................;.... 187
3.1. Проблема....................................................................................................... 187
3.2. Факт................................................................................................................. 198
3.3. Гипотеза......................................................................................................... 208
3.4. Теория............................................................................................................... 224
3.5. Научно-исследовательская программа................................................ 238
Глава 4. Проблемы динамики научного познания............................... 247
4.1. Становление и развитие научной теории............................................. 247
4.2. Проверка и принятие научной теории................................................... 254
4.3. Социологическое и историческое измерения научного
познания.................................................................................................................. 262
4.4. Рост научного знания: разрывы и преемственность.......................... 274
4.5. Проблема рациональности научного познания................................. 288
4.6. Крупные и малые изменения в науке..................................................... 309
4.7. Вопросы научного творчества................................................................ 316
Глава 5. Проблемы гуманитарных наук.................................................... 330
5.1. Специфика гуманитарных наук.............................................................. 330
5.2. Общий методологический проект: понимание и объяснение......... 337
5.3. Специальные методы................................................................................. 350
5.4. Сложности, тенденции, перспективы...................... s............................ 360