Предмет «человек и его потребности»

В настоящее время Россия развивается в условиях рыночных отношений. Надо заметить, что рынок не стимулирует возвышенных потребностей и является средством, способом выживания одних и обогащения других. Рыночные отношения стали синонимом общественных отношений, превратившись из категории экономической в категорию общесоциальную. Это привнесло изменение в такие базовые сферы общественной жизни как материальное производство, наука, образование, духовная культура. С одной стороны, если рассматривать прагматическую сторону этого явления, учитывая повседневные интересы малых социальных групп, то рыночная экономика имеет положительные аспекты в общественной жизни, так как более оперативно реагирует на изменения в балансе спроса и предложения, тем самым не допуская перепроизводства товаров народного потребления. С другой стороны рыночная экономика влияет на формирование интеллекта, мировоззрения, моральных и правовых норм общества, что дает нам основание утверждать, что она создает рыночного человека. Прежде всего, это порождение высокой конкуренции. Конкуренция не имеет ничего общего, например, с социалистическим соревнованием, основными чертами которого были: гласность, широкое участие работников в овладении новыми технологиями. Конкуренция – наоборот сокращает число участников (вплоть до их устранения), требует тайны сделки, глубокой секретности нововведений. Конкуренция узурпирует способности, таланты, интеллектуальные возможности, превращая их в собственность капитала. В обществе, действующем на базе рыночных отношений, отношения между людьми регулируются принципом «эквивалентности взаимного воздаяния». Выгода, расчет, принцип купли-продажи ложатся в основу нравственной оценки поведения. Даже собственно личностные качества, в том числе и моральные, становятся важными не сами по себе, а лишь в процессе их использования, продажи их на «рынке личностей». Эквивалентность взаимного воздаяния означает «что ты мне, то я тебе, что общество мне, то я обществу». Эквивалентность воздаяния – высший критерий справедливости межличностных отношений. Отсюда вакуум в духовной жизни у миллионов людей. В чем смысл жизни? В чем ее ценность, за какие идеалы надо бороться, к чему стремиться и за что можно умереть (раньше за Родину)?

Отсутствие осознанной сколько-нибудь отдаленной перспективы не побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс…какие – либо развлечения. Эта ситуация формирует человека без определенных жизненных идеалов, человека – потребителя! Что получается:

Родина – а, что мне эта Родина дала?;

Семья – а, зачем мне семья? (ее надо кормить, обувать, проще иметь любовника или любовницу).

Любовь – а, что это такое? За границей говорят, что любовь, придумали русские, чтобы не платить деньги, сейчас с этим согласились и русские.

Любовь превратилась подарки-задарки, какие-то развлечения, плата - секс – удовлетворение биологических потребностей.

Исследования показали, что рыночные отношения трансформируют потребности человека так, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (интеллектуальных, социальных, нравственных, духовных), что не способствует формированию гармонично развитой личности. Поощряются потребности, ориентирующие на материальное обогащение, часто любыми средствами. Центральное место в нашем обществе на современном этапе занимает человек – потребитель. По мнению Бережного Н.М. такому человеку присущи следующие черты:

-Чрезмерное потребление (потребляет, но ничего не производит).

-Эгоизм (все для себя).

-Отсутствие чувства долга.

-Отсутствие патриотизма.

Это образец американского образа жизни конца ХХ века для России не свойственный. России – [по словам русского историка В. Кожинова] присущ идеократический образ жизни, в основе которого лежат не правовые законы, как в западных странах, а идея, ради которой человек живет и борется.

Социально-психологический портрет человека – потребителя нарисовал Э. Фромм (философ, психолог), в книге «Быть или иметь». Фромм разделял людей на 2 группы:

1.​ на тех, кто стремится быть, то есть стремится к своему всестороннему развитию,

2.​ на тех, кто стремится к безудержному обогащению, к накопительству материальных ценностей.

Второй тип и есть человек – потребитель.

В обществе с мощнейшей индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчужден от результатов своего труда, чувствует свою ничтожность, перестает быть деятельным, фактически теряет свою сущность.

В этих условиях, потребность в пользе большого потребления продукции промышленности превращает человека в потребителя, которому необходимо все больше и больше. Кроме того, в развитых странах удовлетворение основных первичных потребностей привело к росту не только вторичных и других производных потребностей, но и к росту так называемых искусственных, иллюзорных потребностей. Действие закона возвышения потребностей относят к подлинным потребностям, которые коренятся в природе человека и необходимы для реализации его функций – личных и социальных. В реальной действительности удовлетворение ложных потребностей ведет к искажению действия этого закона. Потребительство в сопряжении с крайними формами индивидуализма, эгоизма и эгоцентризма, с безучастным отношением к общественным делам, к собственному нравственно-эстетическому развитию способно серьезно деформировать духовный мир человека, его психику.

Такое положение вызывает озабоченность многих представителей интеллектуальной элиты. Необходимо «как можно скорей перейти от концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности».(А.Печчеи) Эта задача очень непростая.

Современная промышленность создает новые потребности и ловко ими манипулирует при помощи рекламы. Сфера сервиса и туризма также развивается за счет удовлетворения различных потребностей человека, а статей потребления бесконечное множество: сигареты, кино, секс, компьютеры, книги и даже образование [диплом как ценность].

Но, конечно же, вообще без материальных благ человек жить не может. Чтобы избежать СПИДа, необходимы одноразовые шприцы и т. д. При этом накопление вещественного богатства не должно быть самоцелью, а только средством.

Формирование разумных потребностей должно уберечь человека от 2х крайностей:

1.​ от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета.

2.​ от превращения человека в жирного кота, пожирающего все вокруг животного.

Это возможно только в условиях жизни в обществе, устроенном на началах справедливости и свободы.

Афинский политический деятель и реформатор Солон (VII-VI вв. до н.э.) утверждал: «Пока человек живет, остерегайтесь называть его счастливым». Человек - не ангел, но и не зверь; он заслуживает того, чтобы быть счастливым. Без удовлетворения разумных потребностей невозможно достижение человеком подлинной свободы и прижизненного счастья.

Итак, предмет курса это человек и его потребности.

Задачи курса:

1.Формирование у студентов потребности всестороннего развития личности.

2. Формирование целостной гармонично развитой личности.

3. Развитие способности формировать разумные потребности.

Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина; материальными – экономика; социальными – социология; духовными – культурология, эстетика; потребностями души – психология.… Каждая из указанных дисциплин формирует фрагментарные потребности частичного человека. И ни один из них не имеет целью формирование богатого в своих потребностях целостного человека.

Формированием целостного гармонично развитого человека – на практике занимается наше образование и воспитание. Для достижения этой цели необходима концепция целостного человека. На теоретическом уровне для разработки этой концепции необходим синтез всех конкретных наук о человеке – физиологии, медицины, психологии, социологии. Решить эту проблему необходимо с помощью исследования проблемы потребностей человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: