Прежде чем рассматривать роль, которую играет теория в выборочном обследовании, полезно вкратце охарактеризовать основные проблемы, связанные с планированием и проведением обследования. Обследования могут сильно различаться по их сложности. Взять выборку из 5000 карточек, пронумерованных и аккуратно расставленных в картотеке, нетрудно. Совсем другое дело получить выборку жителей района, где средством сообщения служат реки, протекающие в лесах, где карты отсутствуют, жители говорят на 15 разных диалектах и весьма подозрительно относятся к любопытным незнакомцам. Проблемы, вызывающие затруднения в одном обследовании, могут оказаться несущественными или совсем не возникнуть в другом.
Основные проблемы, связанные с обследованием, сгруппированы более или менее произвольно в следующие 11 пунктов. [[19]]
Цели обследования.
Чрезвычайно полезна четкая формулировка целей обследования. Без нее, погружаясь в детали планирования сложного обследования, легко забыть о его общих целях и принять решения, расходящиеся с ними.
Совокупность, из которой производится отбор.
Словом совокупность пользуются для обозначения множества объектов, из которого извлекается выборка. Определение совокупности может не представлять никакой трудности, как, например, в случае, когда отбирается партия электрических лампочек для оценки среднего времени их горения. Напротив, при выборочном исследовании совокупности ферм необходимо сформулировать правила, позволяющие выделить ферму и отграничить одну из них от другой. Такие правила должны быть практичными: нужно, чтобы в ходе работы обследователь был в состоянии без особых колебаний определять, принадлежит ли сомнительный объект к совокупности или нет.
Совокупность, из которой производится отбор (обследуемая совокупность), должна совпадать с совокупностью, о которой мы хотим собрать сведения (изучаемая совокупность). Иногда по практическим соображениям или ради удобства обследуемая совокупность суживается по сравнению с изучаемой. В этом случае следует помнить, что выводы, сделанные по выборке, относятся лишь к обследуемой совокупности. 'Суждение о степени применимости этих выводов также и к изучаемой совокупности должно основываться на других источниках сведений. Может оказаться полезной любая доступная дополнительная информация о характере различий между обследуемой и изучаемой совокупностями.