Основные проблемы выборочного обследования

Прежде чем рассматривать роль, которую играет теория в выбороч­ном обследовании, полезно вкратце охарактеризовать основные пробле­мы, связанные с планированием и проведением обследования. Обсле­дования могут сильно различаться по их сложности. Взять выборку из 5000 карточек, пронумерованных и аккуратно расставленных в кар­тотеке, нетрудно. Совсем другое дело получить выборку жителей рай­она, где средством сообщения служат реки, протекающие в лесах, где карты отсутствуют, жители говорят на 15 разных диалектах и весьма подозрительно относятся к любопытным незнакомцам. Проблемы, вызывающие затруднения в одном обследовании, могут оказаться не­существенными или совсем не возникнуть в другом.

Основные проблемы, связанные с обследованием, сгруппированы более или менее произвольно в следующие 11 пунктов. [[19]]

Цели обследования.

Чрезвычайно полезна четкая формулировка целей обследования. Без нее, погружаясь в детали планирования сложного обследования, легко забыть о его общих целях и принять решения, расходящиеся с ними.

Совокупность, из которой производится отбор.

Словом совокупность пользуются для обозначения множества объ­ектов, из которого извлекается выборка. Определение совокупности может не представлять никакой трудности, как, например, в случае, когда отбирается партия электрических лампочек для оценки сред­него времени их горения. Напротив, при выборочном исследовании совокупности ферм необходимо сформулировать правила, позволя­ющие выделить ферму и отграничить одну из них от другой. Такие пра­вила должны быть практичными: нужно, чтобы в ходе работы обследо­ватель был в состоянии без особых колебаний определять, принадлежит ли сомнительный объект к совокупности или нет.

Совокупность, из которой производится отбор (обследуемая сово­купность), должна совпадать с совокупностью, о которой мы хотим собрать сведения (изучаемая совокупность). Иногда по практическим соображениям или ради удобства обследуемая совокупность сужи­вается по сравнению с изучаемой. В этом случае следует помнить, что выводы, сделанные по выборке, относятся лишь к обследуемой сово­купности. 'Суждение о степени применимости этих выводов также и к изучаемой совокупности должно основываться на других источ­никах сведений. Может оказаться полезной любая доступная допол­нительная информация о характере различий между обследуемой и изучаемой совокупностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: