Мы попытались использовать методику, которая бы более точно и широко измеряла предрассудки, чем это делалось ранее. И поскольку прямые методы измерения предрассудков (предлагающие конкретные группы в качестве их объекта) имеют, на наш взгляд, ряд принципиальных ограничений, мы решили применить некоторые сокращенные косвенные методы. Кроме того, мы хотели использовать улучшенную шкалу внешней — внутренней ориентации, обеспечивающую надежное измерение обеих тенденций в религиозной жизни личности.
Опросник, выясняющий отношение
к различным этническим группам
Эта шкала, предложенная Хардингом и Шуманом (Harding, Schuman (1), не опубликовано, см. также Schuman & Harding, 1963, 1964) представляет собой искусно сформулированный опросник, содержащий 12 антинегритянских, 11 антисемитских и 10 направленных против других этнических групп (азиатов, мексиканцев и пуэрториканцев) утверждений. Формулировки подобраны таким образом, чтобы избежать известной тенденции некоторых респондентов давать утвердительные ответы на любой вопрос.
|
|
Методика косвенного измерения
склонности к предрассудкам
Были сформулированы шесть утверждений, касающихся людей с больной психикой (Gilbert & Levinson, Custodial Mental Illness Ideology Scale (CMI), 1956). Пример: «Нам следует с сочувствием относиться к психически нездоровым людям, но мы не можем рассчитывать на то, что поймем их странное поведение». Предлагались следующие ответы: а) определенно не согласен, б) скорее не согласен, в) скорее согласен, г) определенно согласен.
Четыре утверждения соотносились с такой жизненной философией («философией джунглей»), которой присущи всеобщая подозрительность и недоверие. Пример: «Мир — это страшное место, а человек по природе своей жесток и опасен». Ответы: а) определенно не согласен, б) скорее не согласен, в) скорее согласен, г) определенно согласен».
Таблица 3