Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на развитие личности.
Социальная ситуация развития подростка. Неформальные подростковые объединения. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подростка. Ведущие потребности подростка: самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Познавательное развитие в подростковом возрасте. Восприятие. Развитие мышления. Внимание. Память. Воображение. Фантазии подростков. Развитие речи.
Развитие личности подростка. «Чувство взрослости» - центральное психологическое новообразование возраста. Развитие самосознания. Новый этап психосексуальной идентификации личности. Развитие волевых и деловых черт характера. Развитие интересов. Эмоциональная сфера подростка. Изучение личности подростка в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна.
Кризисы подросткового возраста. Характеристика предподросткового кризиса. Кризис идентичности. Коррекционная работа в период подростковых кризисов.
Тема 4.2 Юношеский возраст
Социальная ситуация развития в юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юности. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Понятие о профессиональном самосознании. Задачи развития юношества (по Л. Коулу и Дж. Холлу).
Познавательное развитие в юношеском возрасте. Мышление, воображение и речь как ведущие познавательные процессы периода.
Развитие личности в юности. Развитие самосознания. Усиление рефлексии. Личностное самоопределение. Выработка индивидуальности. Нравственное самосознание. Развитие мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Эмоциональное развитие. Психологические расстройства личности в юности. Изменения характера.
Девиантное поведение в подростковом и юношеском возрасте. Виды девиантного поведения. Факторы, определяющие возникновение девиантного поведения.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Глава 1.1 Предмет и задачи психологии развития