Генетически это было обусловлено тем, что и брахми, и кхарошти, видимо, возникли на основе консонантно звукового письма путем его вокализации, вызванной одинаковым значением согласных и гласных звуков в тех языках (пракритах), для передачи которых предназначались брахми и отчасти кхарошти.
Вокализация пошла здесь по слоговому пути, потому что, как показывает история, это - наиболее простой и естественный путь вокализации консонантно-звукового письма (едва ли не единственным самостоятельным отступлением от такого пути было греческое письмо). Недаром многие исследователи (И. Гельб, отчасти М. Коэн - см. стр. 37 - 38) даже считают консонантно-звуковое письмо разновидностью слогового. Развитию индийского письма по слоговому пути способствовали также некоторые особенности фонетики пракритов; такими особенностями были сравнительно ограниченное количество разных слогов и почти полное отсутствие конечных согласных (окончание почти всех слов на гласные звуки). В частности, образование всех основных слоговых знаков в индийских системах письма из сочетания согласный плюс гласный а объяснялось тем, что этот гласный звук чаще всего встречался.
|
|
В то же время и в санскрите и в пракритах широко применялись сочетания из двух и нескольких смежных согласных, а в современных северо-индийских языках многие слова имеют конечные согласные. Все это, а также стремление к максимально точной передаче фонетики речи чрезвычайно усложнило индийское слоговое письмо.
Эфиопское слоговое письмо сформировалось в XIII в. на основе консонантно-звукового южносемитского письма (см. гл. 6).
В середине I тысячелетия большая часть южноаравийских племен приняла ислам и вместе с ним арабское письмо. Другая, меньшая часть, принявшая и сохранившая христианство, еще в начале нашей эры начала переселение в Африку, особенно усилившееся в период распространения Ислама. В IV в. южноаравийские переселенцы образовали на территории современной Эфиопии царство Аксум (IV - X вв.), сохранив письмо, близкое к южносемитскому; на основе этого письма и сформировалось к XIII в. - ко времени восстановления Аксумского царства династией Шоа - эфиопскоеписьмо.
Эфиопское письмо служило для передачи семитских языков (сперва языка арабских переселенцев геёз, затем возникшего на его основе амхарского языка), в которых корневые основы слов строились, как правило, из согласных звуков (см. гл. 6);несмотря на это, в эфиопском письме, вероятно под греческим влиянием, развилась вокализация. Но вокализация развивалась здесь не по пути создания особых букв для гласных звуков (как в греческом письме), а по пути превращения южносемитских консонантно-звуковых знаков в слоговые. В отличие от индийского слогового письма это было обусловлено характерным для семитских языков стремлением акцентировать, выделять консонантные корневые каркасы слов, акцентировать их даже при вокализованном письме.
|
|
Основу нового алфавита (рис. 46) составили южносемитские консонантно-звуковые знаки; для передачи языка геёз таких знаков применялось 26, для передачи амхарского языка - более 30. Правда, знаки эти были графически несколько изменены (перевернуты и т. п.) в связи с переходом от письма справа налево к письму слева направо. Каждый из этих знаков начал применяться в семи графических вариантах; в свою очередь каждый из этих графических вариантов стал служить для обозначения слога, состоящего из данного согласного и одного из семи гласных звуков . Как и в индийском письме, базовыми знаками стали знаки, служившие для передачи слогов, состоявших из согласной плюс гласная, а; знаки эти очень близки по своей форме к южносемитским консонантным знакам. Для передачи слогов с иными гласными (кроме а) эти базовые знаки снабжались дополнительными графическими элементами (например, для передачи слогов с гласной и - черточкой, отходящей справа от базового знака).
Как явствует из изложенного, система эфиопского слогового письма очень близка к индийским системам, отличаясь от них главным образом в двух отношениях. Во-первых, в связи с тем, что эфиопское письмо служило для передачи семитского языка с консонантным строением корневых основ, в этом письме более, чем в какой-либо иной из слоговых систем, ощущается консонантно-звуковая база слоговых знаков. Во-вторых, современное индийское письмо в результате усовершенствований, внесенных в него индийскими грамматиками, максимально точно передает фонетику речи, в том числе скопления согласных и конечные гласные; правда, как уже указывалось, это было достигнуто за счет чрезвычайного усложнения письма (создание большого количества лигатурных знаков, в том числе очень сложных, использование особых вспомогательных знаков и т. д.). Наоборот, эфиопское письмо, несмотря на то, что количество его знаков превышает две сотки, отличается большей простотой для обучения и пользования*,но зато оно очень 'Несовершенно передает фонетику речи, в частности скопления согласных.
*(В эфиопском письме имеются только особые лигатурные знаки для слогов, состоящих из гортанного согласного плюс согласный, какой-либо гласный.)
46. Эфиопский слоговой алфавит
Третий, еще более поздний путь возникновения слоговых систем письма - это дополнение к логографическим системам, когда эти системы использовались народами, языки которых отличались многообразием грамматических форм слов, не передаваемых логограммами.
От слоговых систем первой и в особенности второй групп эти слоговые системы отличаются главным образом их назначением. По-крайней мере первоначально они предназначались не для самостоятельного применения, а лишь для обозначения грамматических аффиксов слов, корневые основы которых передавались логограммами. В соответствии с таким их назначением системы эти более, чем какие-либо иные, представляли собой продукт сознательного творчества; поэтому, подобно системам второй группы, им была свойственна большая продуманность и стройность. В то же время они отличались от систем второй группы тем, что они: а) сочетались с логографическим письмом, б) строились не на консонантной основе.