Знакомство со своим телом

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ

Последовательность развития. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности. Например, ма­лыш не может овладеть ползаньем раньше, чем научится переворачи­ваться со спины на живот. Последовательность овладения теми или иными навыками гораздо важнее, чем сроки, в которые он это сделал.

Развитие различных форм поведения. У ребенка первого года жизни одновре­менно с двигательными навыками и психоэмоциональной сферой формируются следующие формы поведения: пищевое поведение, со­циальное поведение, поведение, связанное с отправлением естест­венных нужд, знакомство со своим телом и окружающим миром и т.д. Изменение сроков их появления или отсутствие какой-либо формы поведения свидетельствуют о нарушении процесса развития.

Соотношение психоэмоционального и моторного развития. Успешное разви­тие моторных навыков далеко не всегда свидетельствует об успеш­ном психоэмоциональном развитии. Поэтому, наблюдая за развити­ем ребенка этого возраста, очень важно сначала оценить его психи­ческое развитие, а потом уже моторные навыки и ловкость.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Знакомство со своим телом

Новорожденный, как мы говорили выше, не знает, что у него есть те­ло. Первоначально младенец осознает у себя только наличие рта. В процессе развития он находит свои руки и начинает их рассматри­вать, затем он обнаруживает свой живот, затем половые органы и но­ги. Следующим этапом является исследование головы и лица. Знакомство с грудью и спиной начинает происходить у малыша после года.

Моторное развитие

Освоение моторных навыков грудного ребенка происходит парал­лельно с процессом изучения и осознания им собственного тела. К годовалому возрасту ребенок должен освоить навыки самостоятель­ной ходьбы. Этапами этого пути являются освоение переворотов на живот и на спину, затем овладение умением ползать, самостоятельно садиться и стоять без опоры. Все эти навыки необходимы малышу как подготовка к самостоятельному удержанию равновесия при ходь­бе.

Знакомство с окружающим миром

Представление о физической реальности начинается с запоминания материнского лица. По мере развития моторной активности ребенка он начинает познавать свой­ства окружающих его вещей. Он является исследователем, для кото­рого все происходит впервые.

Первичная социальная адаптация

Первичная социальная адаптация является очень важной задачей развития грудного ребенка. Человек — существо социальное и дол­жен уметь взаимодействовать с другими людьми. Первичная социаль­ная адаптация происходит в процессе грудного вскармливания и вза­имоотношений с матерью в течение всего периода кормления гру­дью. Находясь у груди матери, ребенок обучается взаимодействию в паре — между человеком и человеком. Наблюдая за поведением мате­ри относительно других людей, ребенок постигает взаимоотноше­ния в группе. Элементы, способству­ющие социальной адаптации ребенка: эмоци­ональное развитие, общение и речь.

Формирование пищевого поведения

Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, впоследствии должен перейти на обычный пищевой рацион, который используют его родители. При­мерно в 5—7 месяцев ребенок проявляет интерес к столу и требует, чтобы ему дали попробовать новую пищу. Более того, появление пи­щевого интереса всегда соответствует появлению у ребенка возмож­ности захватывать предметы и удерживать их в руках, поэтому он способен самостоятельно брать пищу, удерживать ее в руке и доно­сить до рта.

Установление контроля над мочеиспусканием и дефекацией

Эту задачу развития ребенка первого года жизни можно отнести к за­даче знакомства со своим телом и к работе пищеварительной и вы­делительной системы. Установление такого контроля начинается с мочеиспускательного рефлекса, о котором уже говорилось выше. По мере развития ребенка этот рефлекс трансформируется и служит ос­новой для формирования сознательного контроля над мочеиспуска­нием и дефекацией. Этапами установления этого контроля являются связь функции и тела, знакомство с продуктами своей жизнедеятель­ности и установление зрительного контроля над работой сфинктеров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: