Психологические «я» и их маркеры 4 страница

Типичный пример: А — субличность Обиженного Страдальца, Б — субличность Творческого «я». Узурпирование в данном случае приводит к интересным последствиям: человек способен творить лишь в положении сильной обиды на мир, а любое его творческое проявление в другом состоянии блокируется, и он, подсознательно чувствуя это, ищет повода (пусть формального) для глубокой обиды, войдя в которую тут же без труда становится творческой личностью. Понятно, что жить и работать с таким человеком затруднительно.

Другой пример: А — субличность Виноватого, Б — субличность Благотворителя. Узурпирование виноватым «я» благотворительного «я» дает своеобразный эффект, который выражается в том, что человек способен помогать и поддерживать своих друзей, лишь предварительно перед ними в достаточной степени провинившись — так сказать, накопив необходимую вину: «кинув» их в существенных моментах или просто-напросто «забыв» на достаточно долгое время — так, что оживает и набирается силы его виноватое «я». Оно, выйдя к дополнительному микрофону, вызывает из небытия благотворительное «я», пропуская его к Главному микрофону. А сделать для друга или любимого что-то бескорыстно хорошее просто так, ни испытывая чувства вины перед ним, человек не может — а почему, он не ответит при всем желании.

Упражнение 4. Представьте себе характерные эффекты поведения человека, у которого имеются следующие пары субличностей, из которых субличность А узурпирует субличность Б. Приведите аналогичные собственные примеры.

1. А — Изобретательная Кокетка, Б — Терпеливое «я»;

2. А — Униженный, Б — Вежливый Джентльмен;

3. А — Красавец-Мужчина, Б — Половой Гигант;

4. А — Несамостоятельная Помощница, Б — Трудолюбивое «я»;

5. А — Храбрец, Б — Начальник.

Упражнение 5. Подумайте, какие ваши субличности связаны настолько интимно, что можно заподозрить явление узурпации. Последите за своими знакомыми и близкими: нет ли в их субличностях таких пар.

Субличности: проявление и авторизация. Субличность представляет собой программу подсознания, которой свойственно время от времени активизироваться, то есть, как мы говорим, она выходит к микрофону, актуализируясь либо как управляющая (тогда она выходит к Главному микрофону), либо как служебная (тогда она выходит к дополнительному микрофону). Актуализации субличности нередко сопутствует ее самопредъявление, то есть ее осознание и обозначение самим человеком словами или жестами, интонацией, осанкой и т. п. Однако так происходит не всегда, и нередки случаи, когда к микрофонам выходят субличности, которые не осознаются человеком: или в этот момент времени (осознание может прийти несколько позже), или вовсе — так бывает с теневыми субличностями. Впрочем, для активного (янского) поведения, опознание, пусть отсроченное, опознание актуальных субличностей — довольно типично, то есть во многих, случаях своего янского поведения человек отдает себе отчет в том, какая его субличность была у Главного микрофона. Автор надеется, что читатель уже понимает, почему в этом случае важно отдавать себе отчет в том, какая именно его (читателя) субличность «заваривает кашу». Но не менее важно определить, какая субличность находилась у Главного микрофона (и какие — у дополнительных) в иньских для человека ситуациях, когда он, строго говоря, ничего особенного не делал, а лишь реагировал на внешнюю среду или адаптировался к ней. В качестве иллюстрации рассмотрим ситуацию внешней агрессии, выразившуюся в реакции обиды человека.

— Мой муж меня обидел — сказал, что я — ничтожество, —

жалуется женщина своей подруге. Но что именно он «обидел»? Нельзя обидеть высшее (оно же — внутреннее, или глубинное) «я» человека — оно не рождено и бессмертно и по сути своей находится вне проявленного мира, так что для него неуязвимо. Нельзя также обидеть соборное «я» в целом — оно слишком многочисленно и пестро по своему составу. В действительности муж-обидчик имел в виду вполне определенную субличность своей жены, например, ее Недовольное «я», которое в пылу раздражения и охарактеризовал нелестным эпитетом, совершенно не имея в виду обидеть другие, возможно высоко ценимые им субличности жены, такие, например, как, Прекрасная Кулинарка, Заботливая Мать, Рачительная Хозяйка и Понимающая Женщина. Но для самой обиженной жены нужно как-то переварить грубые слова мужа, и она должна решить, какая именно ее субличность примет на себя, то есть авторизует, эту ситуацию. Таким образом, авторизация ситуации (актуальная или отсроченная) субличностью — это как бы ее «присвоение» данной субличностью. В рассматриваемом нами примере одна из субличностей жены должна определиться как получатель оскорбления и что-то с ним сделать, то есть его «переварить» и ассимилировать — и, возможно, сделать после этого какие-то выводы. Авторизация может происходить по-разному: вслух или про себя, и может отразиться в таких фразах жены:

— А, так я тебя не устраиваю как мыслящее существо?!

— Неужели я тебе вчера вечером так плохо дала?

— Что же, я не таких рожаю тебе детей?

— Ты хочешь, чтобы я уволилась с работы?

— Это что — развод?

— Мерзавец! Да ты сам двух слов связать не можешь, не говоря уже приличных денег для семьи заработать!

Упражнение 6. Для следующих обращений и трех реплик по своему выбору придумайте (возможно, внутренние, то есть адресованные самому себе) ответы партнера, указывающие на его авторизацию этих реплик следующими субличностями (а также пятью субличностями по своему выбору): (а) Вечный Неудачник, (б) Могучий Герой, (в) Усталый Муж, (г) Беззаботный Бездельник, (д) Придирчивый Педант.

1. — Я очень устала сегодня.

2. — Ты такой милый сегодня, Жорж!

3. — Давай не будем обсуждать одни только мои недостатки, Гервасий.

4. — (бросается на шею любимому и крепко его обнимает) Ах!

5. — (презрительно) Ну, ты все же не льсти себе, Евтихий.

Упражнение 7. Попытайтесь по репликам человека, обращенным к себе самому, определить, какая его субличность авторизовала только что происшедшее с ним событие.

1. — Ну что ж... к неудачам следует относиться смиренно — на них учатся и вырабатывают характер.

2. — Да, я как обычно оказался прав.

3. — А может, зря я все это затеял?

4. — А все равно им меня не сломить!

5. — Черт! А, где наша не пропадала!

6. — Ого! Правильно говорят: семь раз примерь, один — отрежь.

7. — Пожалуй, дипломатичности во мне не хватает.

8. — Ну нет! так со мной разговаривать я никому не позволю!

9. — Ой, какой ласковый мальчик... Интересно, он уже целовался с кем-нибудь всерьез?

10. — Пора уже остепениться, Степанида!

Однако не все свои внешние и внутренние ситуации человек сразу или чуть позже сознательно авторизует — во многих случаях он действует (в этом отношении) неосознанно, и в этом случае авторизация происходит бесконтрольно — но происходит, и какая именно его субличность присваивает себе происшедшее событие, для него совсем не безразлично.

Борьба за авторизацию. Власть человека над самим собой — это в первую очередь умение правильно распоряжаться своими субличностями, которые по природе свей чаще всего достаточно своенравны (за редкими исключениями), и чем сильнее субличность, тем труднее с ней управляться, а точнее — идти против ее воли. Сила же субличности определяется в первую очередь ее ролью в психических процессах человека, и в частности, частотой ее появления у микрофонов, то есть ее актуализацией. Мы различаем два вида актуализации: первый (янский) — это активное проявление субличности, когда она выходит к микрофону и от своего имени (заявленного прямо или косвенно) что-то делает; второй (иньский) вид актуализации субличности — это выход ее к микрофону с целью проживания текущей ситуации, когда главное для человека — это не то, что он делает, а то, как он проживает текущий момент, адаптируясь к нему. Про актуальную в этот момент субличность можно сказать, что она не столько выходит к микрофону (Главному или дополнительному) сколько встает под прожектор (Главный или дополнительный), освещающий сцену глобального «я». Таким образом, центральная позиция на сцене одна, на ней укреплен Главный микрофон и одновременно она же освещена Главным прожектором, но в зависимости от своей янской или иньской акцентуации, актуальная субличность обращает большее внимание на микрофон или на прожектор.

Таким образом, сила субличности в психике может быть большой, и субличность может пользоваться большим авторитетом среди других субличностей также и в случае, когда ее актуализация происходит преимущественно в иньской модальности (манере), то есть путем авторизации различных событий, происходящих с человеком. Каждый акт авторизации увеличивает силу субличности, и конкурирующие друг с другом субличности толкаются не только у Главного (или дополнительного) микрофона: они борются еще и за право выйти под свет прожекторов и «засветиться» как субъекты происходящих с человеком событий.

Иногда сразу не совсем очевидно, какая субличность человека авторизовала текущую ситуацию — но обычно это становится ясным после того, как человек озвучит свой способ интерпретации происшедшего, ибо каждая субличность после авторизации интерпретирует ситуацию по-своему и делает свои выводы из нее.

Упражнение 8. По приведенной (внутренней или внешней) реакции человека на ситуацию попытайтесь определить субличность, ее авторизовавшую.

1. — (сам себе) (уныло) Ну все, приехали... Теперь вовек не расхлебаешь — лучше было и не заводиться с самого начала.

2. — (с вызовом) А тебя понял, Дементий! Ну, если ты так настаиваешь, будем биться! До последнего рубля!

3. — (торжественно, с улыбкой) Что ж... я давно подозревала, что ты меня любишь — а после сегодняшнего твоего поступка тебе остается только предложить мне руку и сердце, Гаспар!

4. — (сама себе) Не верю... он чего-то хочет от меня, определенно, но пока не говорит, маскируется под обычного пляжного ухажера.

5. — А вот панибратства на работе я точно не потерплю, особенно от молодежи.

Упражнение 9. Определите предполагаемую авторизующую субличность партнера, к которому человек обращается со следующими словами.

1. — Да что ты так переживаешь, Антоний — ведь не тебя бросили, а ты сам ушел!

2. — Ты только не думай, Каллистрат, что обойдешься своими силами — на этот раз не получится.

3. — Ну вот, надулась, обиделась — ты лучше улыбнись, скоро отпуск!

4. — Ты меня неправильно понимаешь, Авксентий — я ведь не враг тебе, и не соперник, в любви тем более!

5. — Ты не важничай, Таисия, ты лучше подумай, чем бы ты без меня сейчас была.

Упражнение 10. Для нижеперечисленных ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору представьте способ их авторизации следующими субличностями: (а) Никчемная Дурочка, (б) Всевидящий Пророк, (в) Веселый Озорник, (г) Мудрый Правитель.

1. Предложение мамы помочь ей по хозяйству.

2. Просмотр программы политических новостей.

3. Наблюдение за прохожими в парке.

4. Наблюдение за домашним котом, склонным к безобразиям.

5. Выслушивание отчета мужа, вернувшегося с работы с опозданием.

Таким образом, потребность в авторизации некоторых событий — столь же насущная потребность для субличности, как и потребность заявить свою волю в конкретных ситуациях. Однако субличность может заниматься авторизацией сравнительно честно, а может при этом жульничать, авторизуя события, явно относящиеся не к ней, а к другим субличностям, и усиливаясь тем самым за их счет. В принципе, эта способность (то есть способность выбирать авторизующую событие субличность) — одно из проявлений необыкновенной гибкости человеческой психики, но этой гибкостью не стоит злоупотреблять.

Упражнение 11. В следующих диалогах и пяти диалогах по своему выбору определите субличность партнера, к которой обращается протагонист (автор первой реплики), и авторизующую субличность партнера. Определите, правильна ли авторизация партнера.

1. — (сыну, серьезно) Сигизмунд, тебе пора браться за уроки.

— Боже, как мне надоели вечные, нескончаемые упреки!

2. — Евстигней, твои друзья — враги нашей семьи, и особенно детей.

— (весело напевает) Мы бррросилися в бой!

3. — (собаке) Мне кажется, ты виноват, Шарик, и тебе следовало бы извиниться передо мной.

— (лижет хозяину коленку)

4. — Зиновий Каллистратович, поездка в Африку — это моя мечта с детства, вы же благородный мужчина!

— (мечтательно) А как я мечтал в юности — но совсем о другом... о прекрасных девушках и знойных женщинах...

5. — Марек, я жду вас в гости в воскресенье, на торжественную вегетарианскую вечеринку, посвященную экзотическим африканским растениям.

— Спасибо, обязательно приду, дорогая Виолетта! И принесу бутылку кактусовой водки!

Упражнение 12. Определите, о какой чересчур авторизующей субличности партнера говорят авторы следующих реплик и пяти реплик по вашему выбору.

1. — Ну почему ты всегда отворачиваешься, Густав, когда я на тебя смотрю, и как будто уплываешь куда-то?

2. — Я тебе жалуюсь, а ты вечно хихикаешь... обидно, Эмма!

3. — Мне всегда кажется, что вы мной недовольны, Казимир Порфирьевич.

4. — Ну нельзя ревновать меня к каждой моей знакомой, Жоржетта!

5. — Если ты всегда первым делом убиваешься и плачешь, как же я могу тебе не лгать, Лукерья?

Упражнение 13. Авторизуйте следующие ситуации (уточнив их самостоятельно) каждой из перечисленных ниже субличностей.

1. Вкусный завтрак в кафе.

2. Посещение выставки эротической фотографии.

3. Приобретение нового дивана.

4. Выход на пляж.

5. Лыжный поход.

Субличности: Яркая Женщина, Эротоман, Любитель Отдохнуть, Эстет, Зрелый Мужчина.

Упражнение 14. Подумайте, какие ваши субличности склонны авторизовывать вовсе не относящиеся к ним ситуации? А какие, наоборот, «скромно» уклоняются от авторизации, подставляя вместо себя другие? Попытайтесь ответить на те же вопросы применительно к вашим знакомым, родственникам, сотрудникам.

Универсальные и ложноуниверсальные субличности. Существуют субличности, которые естественно сопровождают человека по жизни, будучи актуальными и регулярно выходят к (обычно к дополнительному) микрофону практически во всех ситуациях — они называются универсальными. Обычно такие субличности группируются в замкнутые семьи, так что в любой ситуации активна одна субличность из данной семьи — обычно она стоит у дополнительного микрофона. Универсальными субличностями являются субличности, соответствующие высшим архетипам, Психологическому архетипу и некоторые другие. Чаще всего эти (истинно универсальные) субличности — такие, например, как Иньская и Янская, Творительная. Осуществительная и Растворительная, Символическая и Содержательная, внутреннее «я», внешнее «я», демонстративное «я» и наблюдательное «я» и т. п. — являются служебными и подчинены той или иной более конкретной субличности, реализующей определенную внутреннюю или социальную роль человека. Однако бывают случаи, когда на универсальность начинают претендовать субличности, чья роль по сути своей должна быть жестко ограничена, но человек разрешая им авторизовывать явно чужие ситуации, создает в себе ложноуниверсальную субличность (иногда даже целые группы таких субличностей), которые, усиливаясь за чужой счет, приобретают в психике большой вес и становятся плохо управляемыми человеком — по сути, он выращивает в себе откровенных паразитов.

Типичный пример — выработка однотипной реакции на весьма различные по сути, но внешне в чем-то похожие ситуации, ведомые самыми разными субличностями. В качестве примеры мы рассмотрим субличность Козы Отпущения.

По идее, субличность, которая инициирует некоторую программу человека, должна за нее отвечать, в частности, отвечать за ее срывы и вред, наносимый этой программой другим субличностям и людям — но практически такое поведение человека (которое можно было бы назвать социально зрелым) — скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще у человека формируется одна ложноуниверсальная субличность, которую мы условно назовем Козой Отпущения, хотя сам человек может называть ее по-разному (например, Мальчик Для Битья или Виноватая Какашка). Эта субличность существует специально для того, чтобы минимальным ущербом для психики человека принимать любые мыслимые упреки к нему, совершенно независимо от того, насколько и в чем он реально виноват. Какие именно психологические и социальные инструменты использует Коза Отпущения для того, чтобы выкрутиться из своего неприятного положения — особая тема, имеющая для практических психологов значительный интерес, а для нас важно то, что она авторизует чужие ситуации — ошибки других субличностей, и тем самым лишает их обратной связи и, в конечном счете, необходимой энергии. Так что, сберегая с помощью Козы Отпущения свою психику, человек фактически лишает себя необходимого жизненного опыта и ослабляет весьма существенные свои субличности и программы. С другой стороны, иногда Коза Отпущения представляет собой чисто внешнюю субличность, с помощью которой человек защищается от внешних упреков, а во внутреннем мире (сам для себя) реагирует на критику конструктивно.

Упражнение 15. По следующим (внешним или внутренним) репликам определите, какая субличность человека отвечает за его ошибки: та, которая реально виновата, или ложноуниверсальная Коза Отпущения, а также каковы используемые ею инструменты.

1. — (сам себе) Да, я виноват... я всегда и во всем виноват, именно я, и никто другой.

2. — (воинственно) С чего это ты взяла, что я груб с тобой? Ничего подобного, а если и бывает, так ведь все равно любя!

3. — (сокрушенно) Я вляпался... признаю... ну, прости дурака... какой спрос с умственно отсталого идиота?

4. — Да, я превысил скорость. Что было, то было, извините, инспектор. Сожалею и готов уплатить штраф.

5. — Я тебе сделал больно? Прости, дорогая. Больше так громко чмокать прямо в ухо никогда не буду!

Упражнение 16. Последите за собой: какая ваша субличность авторизует ситуации, когда вас в чем-то упрекают (в шутку или всерьез, справедливо или нет, во внешнем или внутреннем мире, по форме или по существу)? Сильна ли ваша Коза Отпущения, какими средствами и инструментами она владеет, насколько успешна и сильна в психике? Любит ли выходит к микрофону и к какому: Главному или дополнительному?

Попытайтесь представить ее себе визуально: состояние и цвет шерсти, остроту и размер рогов, величину вымени, нрав, повадки. Скучает ли она по микрофону, если долгое время не имеет к нему доступа? В какую модальности она больше всего любит: внешнюю, внутреннюю, демонстративную или наблюдательную?

Другой пример ложноуниверсальной субличности — Обиженное «я» человека. В принципе, обижаться должна уметь каждая субличность, и по-своему реагировать на обиду (и, кроме того, список «обижающих факторов» у каждой субличности должен быть своим). Однако на практике гораздо «удобнее» иметь одну и ту же регулярно и всегда несправедливо обижаемую субличность, которая имеет в своем арсенале достаточно средств защиты, и иногда и обратного (прямого или косвенного) нападения на обидчика.

Упражнение 17. По следующим репликам определите, какая субличность человека обижается на слова или действия партнера: та, которую реально обижал партнер, или ложноуниверсальное Обиженное «я»? В последнем случае определите характерные используемые им инструменты. Приведите свои примеры.

1. — Ну, если ты меня с собой не берешь, то я на тебя обижусь и пойду на бульвар на посторонних юношей любоваться!

2. — Вот, ты меня разлюбил, я так и знала! Ну почему все ко мне так всегда несправедливы? (плачет)

3. — Ну ты что, мне же (с надрывом) больно!

4. — Я найду в себе силы, чтобы пережить твое равнодушие к моим стихам, и еще лучше напишу, и песню на них сочиню, и на твой день рождения исполню, при всем народе!

5. — Ты что же, думаешь, меня задевают несправедливые твои слова? Ну разве совсем чуть-чуть, а я человек мужественный, и умею глотать любую обиду — целиком, без остатка!

Упражнение 18. Последите за собой: какая ваша субличность авторизует ситуации, когда вас обижают. Припомните основной спектр обид, предлагаемых внешним миром вашей персоне, характерные модальности вашего «обижания». Есть ли у вас ложноуниверсальное Обиженное «я», сильно ли оно, какими средствами и инструментами владеет, насколько успешно и сильно в психике? Любит ли выходит к микрофону и к какому: Главному или дополнительному?

Попытайтесь представить себе его визуально: внешний вид, нрав, повадки. Какие модальности оно предпочитает: янскую или иньскую, локальную или глобальную, внешнюю, внутреннюю, демонстративную или наблюдательную?

Некорректная авторизация. Существуют порой в психике субличности (иногда даже основные), которые в целях своего усиления не брезгуют откровенно хищнической авторизацией, присваивая себе те события, которые очевидно относятся к другим субличностям, «толстея» тем самым за их счет. Правда, жир, накапливаемый таким способом, обычно оказывается невысокого качества, целлюлитным — но это их не смущает. Типичный пример возникновения такой ситуации — это появление новой, слабой субличности, в которой человек не уверен и которой «на помощь» приходит другая, уверенная в себе — но ее помощь оказывается не дружеской, а хищнической, что выражается в том, что якобы «помогающая» субличность незаметно присваивает себе результаты деятельности той, которой она помогает.

Рассмотрим в качестве примера робкого юношу из хорошей семьи, пытающегося самостоятельно ухаживать за молоденькими барышнями (а иногда и взрослыми женщинами), вырабатывая в себе субличность Поклонника. В острой и непредсказуемой ситуации, когда начинающий Поклонник начинает заикаться или нести откровенную чушь, его оттесняет от микрофона гораздо более уверенная в себе субличность Вежливого Мальчика, за спиной которого стоит еще более уверенная в себе субличность Культурного Отпрыска Славного Рода, или Твердая Надежда Семьи, и фактически вместо юноши с его избранницей разговаривает семейный или родовой эгрегор — и он же присваивает себе результат контакта. В дальнейшем субличность Поклонника может усилиться и проводить встречи с девушками и женщинами самостоятельно — но вполне вероятно, что авторизовать их (как бы по привычке) будет бывший «старший товарищ» Поклонника — а именно, Культурный Отпрыск или Надежда Семьи. На обычном языке это означает, что успех своего ухаживания юноша припишет не своим прямым мужским достоинствам (специфическое обаяние, приятный женскому глазу внешний вид, элегантная одежда, спортивные телодвижения), а полученным в семье добродетелям и ее положению в обществе, то есть фактически своей субличности Члена Своей Семьи (а эта субличность является верной слугой и шпионом семейного эгрегора). Следует заметить, что для объекта его повышенного внимания такая авторизация будет скорее всего неприятна — барышне может показаться, что на нее смотрит не влюбленный в нее до (полу)безумия очаровательный и непосредственный юноша, а его подозрительная и расчетливая мамаша, которая в очертаниях бедер девушки усматривает не знамение Мирового Эротического Начала, а способность благополучно родить семье внуков.

Как заметить такую некорректную авторизацию? Как правило, она сопровождается довольно натянутыми, неестественными интерпретациями и подозрительно сильным смещением угла рассмотрения объекта — что и указывает на смену субличности в момент авторизации. Кроме того, хищнические субличности, некорректно отбирающие пищу для авторизации у других, обычно бывают хронически голодными и их очень трудно надолго накормить, а их голод сродни наркотическому, то есть приводит человека в невротическое состояние.

Упражнение 19. В следующих высказываниях представлены хищнические субличности. Попытайтесь дать им имена и объясните, почему они ведут себя некорректно.

1. — Сам себя не похвалишь — ходишь, как оплеванный.

2. — Я, если меня не слушаются тут же — быстро зверею и начинаю кидаться на людей.

3. — Я почему она на меня не смотрит?! Я сразу начинаю думать, что я для нее — ничтожество!

4. — Я от жизни всегда жду подвоха — ведь людям нельзя верить.

5. — Я считаю так: жизнь — это подарок. Всегда и во всем — надо только любить и улыбаться, причем постоянно.

Упражнение 20. Отметьте некорректную авторизацию в следующих репликах. Назовите субличность, которая в действительности должна была бы авторизовать событие, и оттеснившую ее от микрофона субличность, фактически авторизовавшую событие. Приведите аналогичные свои примеры.

1. — (сыну) Мало ли что ты ее поцеловал — ведь это я тебя всему научила!

2. — Мне понравилось у вас в гостях. Мне вообще в жизни везет!

3. — Извините, я сейчас спешу. Мне никогда не удается спокойно поговорить ни с кем.

4. — Нет, я не куплю этот ваш торшер. Я очень жадный.

5. — Я правда вам понравилась?.. Не может быть: я же такая толстая!

Упражнение 21. Поищите случайные и регулярные некорректные авторизации в своей жизни — внешней и внутренней. Особенно отметьте ситуации, где ваши интерпретации событий искусственны, «натянуты». Есть ли у вас откровенно «голодные» субличности, постоянно требующие материал для авторизации? Попытайтесь назвать их по имени и понять, какая именно пища им нужна и почему они нее недополучают.

Игры у микрофона. Однако не всегда некорректность авторизации связана с агрессивным, хищническим или иным неправомерным поведением авторизующей субличности. Бывают в некотором роде противоположные ситуации, когда к Главному микрофону выходит субличность провокационного плана, «заваривающая кашу», а когда каша уже начинает кипеть и пригорать, незаметно скрывающаяся в подсознании, и оставляющая Главный микрофон свободным, и тогда к нему выходит тот или иной Спасатель, то есть субличность, чья функция заключается в расхлебывании всевозможных чужих «каш», или же ситуаций, созданных данным конкретным Провокатором. Например, в роли Провокатора может выступать Великолепный Обещатель, а в роли Спасателя — Суперзанятое «я», или Нуминозный (Грозно-божественный) Прокурор или Беспомощная Нищенка. Как выглядит такой сюжет в жизни? К человеку приходит его друг, который жалуется на трудности в своей жизни, и человек, входя в роль Великолепного Обещателя, легко обещает другу всевозможную помощь. Через некоторое время друг пытается узнать, как реализуются обещанные ему программы и услуги. Они не реализуются никак, и когда это обстоятельство становится всем понятным, Великолепного Обещателя у микрофона сменяет тот или иной Спасатель, который может говорить следующие тексты:

— (торопливо) Я, к сожалению, ничего не успеваю сейчас, потому что безумно занят, ремонт в квартире начал, и теща в больнице, и у детей в школе проблемы — и даже не знаю, как со всем этим разобраться, вот когда разберусь — тогда обязательно что-нибудь для тебя сделаю, выкрою только хоть немного времени. (Суперзанятое «я»)

— (грозно-обвиняюще) Ты вот ждешь чего-то от меня, просишь у людей и судьбы — а кто ты такой, вообще?! Заслужил ли ты хоть какую помощь — ты об этом подумал?! Готовность к жертвам и лишениям — вот черта человека, имеющего хотя бы какие-то шансы на развитие и успех. Так что займись сам собой, и не жди от судьбы поблажек — их НЕ БУДЕТ! (Нуминозный Прокурор)

— (несколько унижаясь, с бегающими глазами) Да, ты знаешь, я бы с удовольствием тебе помогла, и очень бы этого хотела, только вот подумала, что у меня ведь ничего не получится, у самой денег в обрез, только-только детишкам на молочишко, и все связи мои куда-то рассыпались в последнее время, все от меня почему-то отвернулись, и даже лучшие подруги и поклонники не звонят — где-то я на самом дне очутилась незаметно. (Беспомощная Нищенка)

Упражнение 22. Следующие реплики показывают, что партнер произвел некорректную (по мнению автора реплики) замену субличностей — определите, какую именно (назовите приблизительные имена субличностей партнера). Приведите свои примеры.

1. — Ты почему, Конкордия, молчишь и в сторону смотришь? Ведь только что в любви клялась?!

2. — А, теперь обнимать принялся да в глазки заглядывать?! А кто секунду назад кричал, что я дура несусветная?!

3. — Да ты не торопись, Сигизмунд, вещи-то свои собирать, сам же говорил, что можно нам обо всем договориться.

4. — Да ты кисло как-то благодаришь, Авдотья — давеча-то на коленях меня умоляла!

5. — (подозрительно) А что это ты так оживился, Самуил? Всю жизнь говорил, что к блондинкам равнодушен — и вот на тебе!

Упражнение 23. Подумайте, какая ваша субличность склонна приходить на помощь не справляющимся со своими ролями? Какие субличности, наоборот склонны убегать от Главного или дополнительного микрофона в разгар своей деятельности, и подставлять вместо себя кого-то еще? Подумайте, в каких ваших жизненных сюжетах периодически возникают такие ситуации, а в каких — никогда.

Управляющие и служебные субличности: кто кого? Взаимное подчинение субличностей — очень важная тема, и часто замена ролей, то есть одновременное превращение управляющей субличности в служебную, а служебной — в управляющую — очень значимое для психики событие, нередко знаменующее резкий поворот внешнего и внутреннего сюжета — при том, что человек замечает это далеко не сразу. Есть субличности, которым как бы сама судьба предназначает всегда быть в услужении кому-то, при том что эти субличности могут быть очень важными для человека и достойными сами по себе. Однако выход к Главному микрофону — ответственный шаг, и ослепление светом Главного прожектора может сбить с ног субличность, привыкшую к вспомогательной роли и гораздо более скромному освещению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: