Тема: Эмоции. Эмоциональные состояния. Чувства. Формы и виды чувств.
Динамика чувств субъекта. Развитие эмоциональной сферы человека.
Высшие чувства.
Цель:
Познакомить студентов с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства»,
«эмоции», «аффекты», «настроение».
Показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека.
Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по
невербальным признакам, проявляющимся в поведении.
План:
1. Понятие и функции эмоций; их роль в психической организации человека.
2. Классификация эмоций.
3. Управление эмоциями и эмоциональными состояниями.
4. Понятие и виды высших чувств.
5. Классификация чувств.
6. Развитие эмоционально-чувственной сферы человека.
Основные понятия: эмоциональное насыщение, стенические и астенические эмоции,
идиосинкразия, аффект, настроение, страсть, фрустрация.
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология, - СПб., 2004.
2. Першина Л.А. Общая психология. – М., 2004.
|
|
3. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций). – М., 1995.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2000.
Понятие и функции эмоций; их роль в психической организации человека.
Слово «эмоция» - от лат. «волновать», «возбуждать». В общепсихологическом толковании
Эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные внутренние и внешние раздражители, обязательно влекущие изменения в физиологическом состоянии организма.
Эмоциональные явления многообразны даже в чисто описательном плане. Они проявляются в виде радости, грусти, страха, возмущения, обиды, вины, восторга и т. п.
Известна врожденная потребность человека в эмоциональном насыщении. Она может удовлетворяться переживанием как положительных, так и отрицательных эмоций.
Эмоциональное голодание переживается как скука и тоска. Этот факт объясняет поступки внешне благополучных и успешных людей, приводящие к изменению их образа жизни, порой к дополнительному волнению и напряжению. Потребность в эмоциональном насыщении удовлетворяется не только реально испытываемыми эмоциями, но и предвкушением переживаний.
Эмоции трудно поддаются регуляции: их трудно вызвать по желанию, и столь же трудно вывести человека из состояния сильного эмоционального возбуждения. Способность понимать и откликаться на эмоциональное состояние другого характеризует личностную культуру человека. Эмоции сопровождаются определенными изменениями не только внутреннего состояния, но и внешнего облика. Выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывают внутреннее состояние во внешнем облике и действии.
|
|
Психологическую характеристику эмоций составляют их качества:
• динамика — как постоянное развитие эмоций;
• фазовость — как изменение эмоций по силе и выраженности;
• амбивалентность — присутствие в палитре эмоциональных состояний человека
«полярных» — «любовь — ненависть», «обида — вина» и т. п.
Структурно эмоции включают три компонента:
- эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме,
скорость и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов;
• знак эмоции — положительный или отрицательный;
• степень контроля эмоции — от абсолютного контроля за протеканием и выражением
эмоции до полной дезориентированности и бесконтрольности.
Значение эмоций для человека состоит в их колоссальном влиянии на все сферы жизни. Прежде всего эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру, в силу чего они расцвечивают его жизнь, делают ее яркой и насыщенной.
Эмоции являются одним из «пусковых механизмов» активности человека. Для пояснения этого положения может быть использована следующая формула:
отрицательные эмоции «подталкивают» активность человека «снизу», а положительные — «подтягивают» ее «сверху».
Другими словами, чтобы избавиться от неприятных переживаний, человек предпринимает определенные действия для изменения жизненной ситуации, и, напротив, стремясь испытать приятные переживания, он соответствующим образом организует ситуацию, к примеру, приглашает гостей, встречается с друзьями, идет в театр и т. п.
Эмоции достаточно значимо влияют на познавательную деятельность человека: интенсивные эмоции могут усилить припоминание, изменить восприятие, оптимизировать мышление, вызвать образы воображения. Познавательный процесс, в свою очередь, усиливает эмоции. Для результативности познания наиболее благоприятны эмоции средней силы.
Эмоции играют огромную роль в жизни человека с точки зрения приспособления к среде.
Принципиальный исходный момент здесь — связь эмоций с потребностями человека. Так, мозговые центры эмоций анатомически близки и функционально связаны с центрами жажды, голода и других потребностей.
С другой стороны, эмоциональное благополучие человека, гармония его чувств прямо обусловлен тем, удовлетворяются ли его социальные потребности: в общении, в успехе, в признании, в познании.
Основными функциями эмоций являются:
1. сигнальная — проявляется в «оповещении» об отношении субъекта к ситуации или явлению;
2. регулирующая — удерживающая определенный баланс состояний человека. Эмоции регулируют деятельность в соответствии с личностным смыслом выполняемых действий и получаемых результатов для удовлетворения потребностей и запросов человека. Эмоциональное регулирование биологически целесообразно, оно обеспечивает энергетическое обеспечение деятельности. Эмоции в этом смысле выступают как мобилизаторы энергии человека, побуждающие, стимулирующие его к деятельности;
3. экспрессивная (выразительная) — через выразительные движения (мимика, жесты, учащенное дыхание и пр.) человек демонстрирует свое состояние, отношение к происходящему;
4. оценивающая — характер переживаний оценивает и выражает значимость событий, ситуаций для субъекта;
5. активирующая — обеспечивает оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы;
6. побуждающая — эмоциональная оценка происходящего побуждает к действию определенного содержания;
7. постановка задачи на смысл — проявляется в субъективном реагировании на ситуацию, обусловленном внутренней проблемой, потребностью, мотивом (А.Н. Леонтьев).
|
|