Эмоции играют огромную роль в жизни человека с точки зрения приспособления к среде

Тема: Эмоции. Эмоциональные состояния. Чувства. Формы и виды чувств.

Динамика чувств субъекта. Развитие эмоциональной сферы человека.

Высшие чувства.

Цель:

Познакомить студентов с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства»,

«эмоции», «аффекты», «настроение».

Показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека.

Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по

невербальным признакам, проявляющимся в поведении.

План:

1. Понятие и функции эмоций; их роль в психической организации человека.

2. Классификация эмоций.

3. Управление эмоциями и эмоциональными состояниями.

4. Понятие и виды высших чувств.

5. Классификация чувств.

6. Развитие эмоционально-чувственной сферы человека.

Основные понятия: эмоциональное насыщение, стенические и астенические эмоции,

идиосинкразия, аффект, настроение, страсть, фрустрация.

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология, - СПб., 2004.

2. Першина Л.А. Общая психология. – М., 2004.

3. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций). – М., 1995.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2000.

Понятие и функции эмоций; их роль в психической организации человека.

Слово «эмоция» - от лат. «волновать», «возбуждать». В общепсихологическом толковании

Эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные внутренние и внешние раздражители, обязательно влекущие изменения в физиологическом состоянии организма.

Эмоциональные явления многообразны даже в чисто описательном плане. Они проявляются в виде радости, грусти, страха, возмущения, обиды, вины, восторга и т. п.

Известна врожденная потребность человека в эмоциональном насыщении. Она может удовлетворяться переживанием как положительных, так и отрицательных эмоций.

Эмоциональное голодание переживается как скука и тоска. Этот факт объясняет поступки внешне благополучных и успешных людей, приводящие к изменению их образа жизни, порой к дополнительному волнению и напряжению. Потребность в эмоциональном насыщении удовлетворяется не только реально испытываемыми эмоциями, но и предвкушением переживаний.

Эмоции трудно поддаются регуляции: их трудно вызвать по желанию, и столь же трудно вывести человека из состояния сильного эмоционального возбуждения. Способность понимать и откликаться на эмоциональное состояние другого характеризует личностную культуру человека. Эмоции сопровождаются определенными изменениями не только внутреннего состояния, но и внешнего облика. Выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывают внутреннее состояние во внешнем облике и действии.

Психологическую характеристику эмоций составляют их качества:

• динамика — как постоянное развитие эмоций;

• фазовость — как изменение эмоций по силе и выраженности;

амбивалентность — присутствие в палитре эмоциональных состояний человека

«полярных» — «любовь — ненависть», «обида — вина» и т. п.

Структурно эмоции включают три компонента:

- эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме,

скорость и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов;

• знак эмоции — положительный или отрицательный;

• степень контроля эмоции — от абсолютного контроля за протеканием и выражением

эмоции до полной дезориентированности и бесконтрольности.

Значение эмоций для человека состоит в их колоссальном влиянии на все сферы жизни. Прежде всего эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру, в силу чего они расцвечивают его жизнь, делают ее яркой и насыщенной.

Эмоции являются одним из «пусковых механизмов» активности человека. Для пояснения этого положения может быть использована следующая формула:

отрицательные эмоции «подталкивают» активность человека «снизу», а положительные — «подтягивают» ее «сверху».

Другими словами, чтобы избавиться от неприятных переживаний, человек предпринимает определенные действия для изменения жизненной ситуации, и, напротив, стремясь испытать приятные переживания, он соответствующим образом организует ситуацию, к примеру, приглашает гостей, встречается с друзьями, идет в театр и т. п.

Эмоции достаточно значимо влияют на познавательную деятельность человека: интенсивные эмоции могут усилить припоминание, изменить восприятие, оптимизировать мышление, вызвать образы воображения. Познавательный процесс, в свою очередь, усиливает эмоции. Для результативности познания наиболее благоприятны эмоции средней силы.

Эмоции играют огромную роль в жизни человека с точки зрения приспособления к среде.

Принципиальный исходный момент здесь — связь эмоций с потребностями человека. Так, мозговые центры эмоций анатомически близки и функционально связаны с центрами жажды, голода и других потребностей.

С другой стороны, эмоциональное благополучие человека, гармония его чувств прямо обусловлен тем, удовлетворяются ли его социальные потребности: в общении, в успехе, в признании, в познании.

Основными функциями эмоций являются:

1. сигнальная — проявляется в «оповещении» об отношении субъекта к ситуации или явлению;

2. регулирующая — удерживающая определенный баланс состояний человека. Эмоции регулируют деятельность в соответствии с личностным смыслом выполняемых действий и получаемых результатов для удовлетворения потребностей и запросов человека. Эмоциональное регулирование биологически целесообразно, оно обеспечивает энергетическое обеспечение деятельности. Эмоции в этом смысле выступают как мобилизаторы энергии человека, побуждающие, стимулирующие его к деятельности;

3. экспрессивная (выразительная) — через выразительные движения (мимика, жесты, учащенное дыхание и пр.) человек демонстрирует свое состояние, отношение к происходящему;

4. оценивающая — характер переживаний оценивает и выражает значимость событий, ситуаций для субъекта;

5. активирующая — обеспечивает оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы;

6. побуждающая — эмоциональная оценка происходящего побуждает к действию определенного содержания;

7. постановка задачи на смысл — проявляется в субъективном реагировании на ситуацию, обусловленном внутренней проблемой, потребностью, мотивом (А.Н. Леонтьев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: