Слово «эмоция» - от лат. «волновать», «возбуждать». В общепсихологическом толковании
Эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные внутренние и внешние раздражители, обязательно влекущие изменения в физиологическом состоянии организма. Они проявляются в виде радости, грусти, страха, возмущения, обиды, вины, восторга и т. п.
Психологическую характеристику эмоций составляют их качества:
• динамика — как постоянное развитие эмоций;
• фазовость — как изменение эмоций по силе и выраженности;
• амбивалентность — присутствие в палитре эмоциональных состояний человека
«полярных» — «любовь — ненависть», «обида — вина» и т. п.
Структурно эмоции включают три компонента:
- эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме,
скорость и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов;
• знак эмоции — положительный или отрицательный;
• степень контроля эмоции — от абсолютного контроля за протеканием и выражением
|
|
эмоции до полной дезориентированности и бесконтрольности.
Эмоции являются одним из «пусковых механизмов» активности человека: чтобы избавиться от неприятных переживаний, человек предпринимает определенные действия для изменения жизненной ситуации, и, напротив, стремясь испытать приятные переживания, он соответствующим образом организует ситуацию, к примеру, приглашает гостей, встречается с друзьями, идет в театр и т. п.
Основными функциями эмоций являются:
1. сигнальная — проявляется в «оповещении» об отношении субъекта к ситуации или явлению;
2. регулирующая — удерживающая определенный баланс состояний человека. Эмоции регулируют деятельность в соответствии с личностным смыслом выполняемых действий и получаемых результатов для удовлетворения потребностей и запросов человека.
3. экспрессивная (выразительная) — через выразительные движения (мимика, жесты, учащенное дыхание и пр.) человек демонстрирует свое состояние, отношение к происходящему;
4. оценивающая — характер переживаний оценивает и выражает значимость событий, ситуаций для субъекта;
5. активирующая — обеспечивает оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы;
6. побуждающая — эмоциональная оценка происходящего побуждает к действию определенного содержания;
7. постановка задачи на смысл — проявляется в субъективном реагировании на ситуацию, обусловленном внутренней проблемой, потребностью, мотивом (А.Н. Леонтьев).