Со взрослыми и сверстниками?
В первой половине дошкольного возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместной познавательной деятельности, в форме «теоретического» сотрудничества. Мотив общения — познавательный. Дети задают бесчисленное количество вопросов, но поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются проблемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и старших, общение приобретает выраженный внеситуативный характер.
К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Она побуждается личностным мотивом. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но и конкретное социальное лицо, член общества. Взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование.
|
|
М. И. Лисина подробно описывает, как происходят самопознание и самооценка в процессе общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
1. Ребенок разворачивает активность, направленную на ознакомление со своим партнером.
2. Ребенок обнаруживает эмоциональное отношение к воздействиям, которые оказывает на него партнер.
3. Ребенок стремится проявить перед партнером снов способности и умения — «показать себя» и тем самым позволить партнеру ознакомиться с собой.
4. Ребенок проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагирует на отношение последнего.
В дошкольном возрасте основной продукт общения со сверстниками состоит в аффективно-когнитивном (познавательном) образе себя и другого ребенка, формирующемся в результате этой деят-ти.