Критерии рождения личности

По Леонтьеву А. Н. По Божович Л. И.
В контексте проблемы определения личности мы знакомимся с предложенными А. Н. Леонтьевым со взглядами Леонтьева на первое и второе "рождения" личности и возможные критерии таких "рождений". В первый раз личность, по Леонтьеву, рождается тогда, когда у субъекта (индивида) возникает устойчивая иерархия мотивов, системообразующим фактором которой является социальный мотив. Одним из критериев первого рождения личности может служить появление у ребенка феномена "горькой конфеты", полученного однажды в исследованиях школы A.H-Леонтьева как побочный результат некоторых экспериментов. Во второй раз личность рождается тогда, когда субъект начинает активно и осознанно строить свою собственную иерархию мотивов. Обычно это происходит в подростковом возрасте благодаря весьма сложным психологическим механизмам, которые будут изучаться вами впоследствии. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке. Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствованно. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

«Личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что, в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является ее активность. Человек на этом уровне своего развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием». (Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте»).

Завершая рассмотрение точки зрения А. Н. Леонтьева на проблему личности, необходимо также остановится на выделенных им трех основных "параметрах" личности как возможных основаниях личностных типологий. Это:

1) богатство связей индивида с миром (реализующихся в различных видах деятельности субъекта);

2) степень иерархизированности мотивов;

3) общий тип строения личности — "односторонность" ("однобокость") или "многосторонность" личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: