В периодизации Д.Б. Эльконина за основу периодизации взяты следующие принципы:
- каждому возрасту соответствуют определенные возрастные потребности;
- каждому возрасту характерна социальная ситуация развития;
- в основе развития лежит ведущий вид деятельности в психическом развитии;
- на каждом возрасте проявляются определенные психические новообразования;
- каждому возрасту соответствует сензитивная сфера психики.
- при обострении противоречий при переходе от одного возраста к другому возникают возрастные кризисы.
Этим принципам соответствует следующая возрастная периодизация:
- кризис новорожденности;
- младенчество (2 месяца – 1 год);
- кризис одного года;
- раннее детство (1 – 3 года);
- кризис трех лет;
- дошкольный возраст (3 – 7 лет);
- кризис семи лет;
- школьный возраст (7 – 12 лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14 – 17 лет);
- кризис 17 лет.
Данная периодизация психического развития отражает суть деятельностного подхода, и не противоречит по сущности многим другим подходам к проблеме периодизации.
На наш взгляд, периодизация Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина является незавершенной (до 17 лет) и открытой: на основании предложенных в ней принципов можно выстроить периодизацию юношеского, взрослого, пожилого и старческого возрастов.
Глава 3. Социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека.
Межличностное взаимодействие и личность.