История. Кто первым соединил последовательно два звуковых излучателя и укрепил их на оголовье, доподлинно неизвестно

Кто первым соединил последовательно два звуковых излучателя и укрепил их на оголовье, доподлинно неизвестно. На фото представлены несколько моделей головных телефонов различных производителей с различными оголовьями и типами креплений излучателей. А вот использовать в наушниках электродинамические громкоговорители (DT48, выпускались с 1937 года) первым догадался знаменитый немецкий электроакустик Байер, создатель компании Beyerdynamic.

Рис. 4. Устройство динамического наушника

На рисунке 4 схематично показано устройство динамического наушника закрытого типа (один из пары). Внутри корпуса 1 расположен электродинамический громкоговоритель 2 (3 — диффузор). В целях предотвращения возникновения резонансных колебаний объем под диффузором заполняется демпфирующим материалом 4. Диффузор защищен акустически прозрачной решеткой 5. К краю корпуса и одновременно к ушной раковине примыкает мягкий амбушюр (на рисунке не показан, как и оголовье).

За 70 лет, прошедших с момента появления первых динамических наушников, принципиальных конструктивных изменений не произошло. Составные части остались теми же — это оголовье, чашки (англ. earcups) с излучателями (диафрагмой, катушкой и магнитной цепью) внутри и амбушюры. Однако сегодняшние требования к рабочим параметрам и дизайну наушников гораздо выше. В связи с этим производителям пришлось радикально пересмотреть технологию и материалы, применяемые для производства всех компонентов наушников.

Универсальные критерии выбора — качество звучания и цена, однако кроме них стоит не менее серьезно рассматривать эргономические свойства наушников. Ведь для профессионала они на какое-то время становятся, так сказать, частью тела.

 
       
Головные телефоны(первые наушники закрытого типа)

В этом аспекте одним из ключевых элементов конструкции наушников является оголовье. Из какого материала оно выполнено — не принципиально; сегодняшний пластик по прочности не уступает металлу. Важно другое. Оголовье и частично амбушюры определяют величину контактного давления (contact pressure) наушников — параметр, измеряемый в ньютонах и появившийся в спецификациях сравнительно недавно. Пара оголовье-амбушюры обеспечивает равномерное распределение нагрузки на различные части головы пользователя. Если велико давление на «темечко» или на уши — очень скоро наступит утомление. Если же, наоборот, оголовье слишком свободно, то даже очень плотно прилегающие амбушюры не смогут обеспечить должный комфорт. Как показывает практика, неплотно сидящие закрытые наушники нельзя предлагать исполнителям в студии. Они нередко совершают резкие движения… а ведь для полетов выпускают специальные наушники. Поэтому для приходящих музыкантов предпочтительнее оголовье с выдвигающимися дужками — достаточно жесткое, но, при правильной настройке, вполне комфортное.

Современные наушники

Не менее важен узел крепления оголовья и чашек. Наилучший вариант — шарнир, позволяющий чашкам вращаться и по горизонтали и по вертикали. В этом случае настройка положения амбушюров происходит как бы автоматически. Более экономичные варианты уменьшают степени свободы (вращения). Жесткое крепление чашек к оголовью сегодня можно найти только в самых дешевых моделях.

Когда мир был завоеван стереофонией, произошло еще одно важное событие — появились наушники открытого типа (Sennheiser HD 414, 1968 год) с открытыми сзади, т. е. акустически прозрачными чашками. В связи с этим появился и новый тип амбушюров — supra-aural (мягкие подушечки), применяемый в открытых наушниках наравне с circum-aural (валики), в отличие от закрытых наушников (только circum-aural).

Следует заметить, что за отсутствие собственных резонансов корпуса-чашки приходится платить достаточно сильным взаимопроникновением звуков из и внутрь наушников. По внешнему периметру амбушюров типа supra-aural неизбежно остается щель, за счет чего обеспечивается вентиляция, что хорошо, но и ухудшается звукоизоляция и уменьшается уровень звукового давления по НЧ — а это уже плохо.

Амбушюры закрытых наушников по определению герметично и плотно охватывают ушные раковины. В смысле звукоизоляции это хорошо, но отсутствие вентиляции может повлиять на утомляемость исполнителя.

Сегодня производители наушников уделяют амбyшюрам не меньше внимания, чем собственно излучателям. Амбyшюры делаются из специальных материалов, как правило синтетических, отвечающих строго определенным физическим и акустическим требованиям. Но не надо забывать — «синтетика» быстрее стареет.

Следовательно, если в профессиональных целях используются открытые наушники, предпочтительнее модели с амбушюрами типа circum-aural. А для «клиентских» наушников лучше подойдут закрытые модели с заменяемыми амбушюрами и коммутационными кабелями.

Что касается последних, то в профессиональных наушниках все чаще используются заимствованные из «хай-энда» технологии: для yменьшения потерь при передаче — проводники из монокристаллической бескислородной меди (LC-OFC), а для yвеличения проводимости в зоне механического контакта — позолоченные разъемы. Однако в профессиональном плане не менее важной является надежность — это может быть усиленная кевларом оболочка или даже пропущенный внутри кабеля стальной тросик. Унять рефлекторные движения рук непросто, уследить за клиентом не всегда возможно, а такой кабель сохранится дольше.

Источники:

http://www.stereohead.ru

http://digistyle.info

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: