Таким образом, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически врожденных факторов и специфических для данной культуры усвоенных правил выражения. При возникновении эмоции в программу выражений аффектов лица, где хранится информация о прототипах мимических конфигураций для каждой из универсальных эмоций, поступает сообщение. Эти прототипы и составляют универсальную сторону выражения эмоций, будучи биологически врожденными. В то же время сообщение поступает в область мозга, где хранятся усвоенные правила культурного выражения эмоций. Выражение, появляющееся в результате, одновременно отражает влияние двух факторов. Когда правила выражения эмоций не задействованы, то на лице появляются универсальные выражения эмоций. Однако в зависимости от социальных обстоятельств правила выражения могут оказывать свое воздействие, нейтрализуя, усиливая, ослабляя, ограничивая или маскируя универсальные выражения. Этот механизм объясняет, как и почему люди могут отличаться в своих выражениях эмоций, несмотря на то что у всех нас одна и та же база выражения эмоций.
СОВРЕМЕННЫЕ КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ И ПРАВИЛ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ
После первой публикации исследований универсальности с применением концепции и экспериментальным подтверждением действия культурных правил выражения в науке наблюдался интересный феномен: данные были приняты настолько хорошо, что открыли путь к исследованиям эмоций во всех областях психологии. Вскоре после публикаций исследований по универсальности ученые направили свои усилия на развитие методов измерения выражений лица без опоры на самооценку, которые не всегда надежны. Имея в руках созданные Экманом и Фризеном столь мощные инструменты, такие как Система кодирования мимических действий, ученые стали проводить интенсивные исследования в других областях психологии - детской, социальной, физиологической, а также в психологии личности и патопсихологии. Исследования на эту тему стали такими распространенными, что прошли годы, прежде чем снова возобновилось кросс-культурное изучение выражения эмоций. Поэтому, как ни смешно, несмотря на значимость предшествующих кросс-культурных работ по эмоциональному выражению, с начала 1970-х до конца 1980-х и начала 1990-х годов в этой области фактически имеется существенный пробел.