Отсюда до Коо 20 км

Встаем рано и идем вниз по Чолушману. Очень жарко. Через 2,5 часа измученные жарой подошли к большому правому притоку реки Чельчу. Здесь удобное место для привала. Володя как обычно, пошел ловить рыбу, а я пишу эти записки. Мы уже недалеко от Коо. Жара невыносимая, лежу на «пене» в тени ивы. Вдруг раздается торжественный крик: «Вот он! Смотри!» Вижу в руках у Володи очень крупного хариуса. Варю уху, а он пошел снова ловить. Но не ловится, а уха стынет. Наконец я оторвал его от ловли, и мы наслаждаемся едой. После отдыха идем дальше. За поворотом открылась широкая долина реки - луга, кустарники, рощи. Перед Коо, представляющим собой несколько хилых домиков, на нас напали тучи комаров. Идем дальше быстрым темпом. Только около 10 вечера остановились у самой реки, ужинаем только сыром и сгущенкой, запивая их холодной водой. Ложимся спать, не ставя палатку. Над нами яркие звезды, проплывает спутник, спим.

Встали рано, без завтрака топаем по тропе к большому притоку - Башкаусу. Тропа проходит лугом, долина сильно расширилась. Через 2 часа шустрой ходьбы мы у цели. Башкаус - быстрая чистая речка, сравнительно теплая, в ней плавает множество рыбешек. Переходим ее вброд. На том берегу «плановики», у них полудневка. Нас покормили, в группе много наших земляков. Купаемся, заходя вверх по реке, затем прыгаем в буруны, и бешеный поток выносит нас на 300-400 м ниже на плес. Ощущение приятное, захватывающее. Правда телом кое-где натыкаемся на камни, побаливает, но зато впечатление незабываемое! Мы повторили это раз 20! Да, такое, пожалуй, не испытаешь больше никогда! И, действительно, в моей жизни ничего подобного не было. Обедаем с ребятами, они уходят. Грустно видеть, как удаляется частица родного города.

Мы узнали, что к вечеру будет машина до Балыкчи. Решили ждать, так как Володя натер ногу. Играем в шахматы. Наконец раздался звук мотора. Уговорили шофера, едем. С нами едут пять Томичей. Это туристы, побывавшие на Белухе. Они тоже хотят побывать на Телецком. Доехали до Балыкчи. Это большая деревня без достопримечательностей. Договариваюсь с шофером, и нас везут дальше до самого Кирсая, где расположена турбаза Чолушман. Уже было темно, когда мы вошли на базу. Ставим лагерь вместе с Томичами. Я иду к туристам «продаваться», чтобы вместе с плановой группой пройти Телецкое озеро. В качестве валюты предлагается гитара вместе с исполнителем, но и гребцом. А вот и группа, ужинающая на берегу. Меня пригласили к костру. Поем песни, ребята приглашают меня идти с ними, но, увы, только одного! А Володя! Придется ждать группы, где есть два свободных места.

Иду расстроенный к своим. Вот еще один день отпуска позади!

Встал рано, ребята еще спят. Искупался в Чолушмане. Смотрю на озеро: его со всех сторон окаймляют горы высотой до 1000 м, довольно круто спускающиеся к воде, они густо заросли всевозможной растительностью - тайга! Решил прогуляться назад по Чолушману. Тропа проходит будто в парке - кругом густая трава, цветы. Прошел 5 км, но не встретил Плановиков», которых мы ждем. Возвращаюсь к своим. Ребята уже встали, варим завтрак. А вот и долгожданные туристы. Знакомимся, договорились, что нас берут, но на разные лодки. После обеда играем в волейбол, картишки, загораем. Но погода портится, пошел дождь. Лежим в палатке и занимаемся психоанализом по Фрейду. Все хорошо, но я накануне зацепился за что-то, и это оставило на шее царапину.

Сворачиваем лагерь, готовимся к выходу в открытое море, то бишь озеро. Наша каравелла выходит в плаванье. Я с удовольствием гребу, снимаю пейзажи озера на фото и кинопленку. В нашей лодке 4 весла, но грести нетрудно. Парни гребут по часу, а девчонки по полчаса. Погода исправилась, от неба и пейзажей не оторвать взгляд! Через 18 км пути останавливаемся в живописном месте. Володя поймал еще одного хариуса. Купаюсь, вода 18-20оС. Плывем дальше, поем песни, шутим, загораем и гребем. Прошли еще 20 км и останавливаемся на ночлег. Играем в волейбол. Настроение не портит даже начавшийся дождь. В нашей палатке теперь еще и Юра - парень из Новосибирска, да и в группах почти все оттуда.

Плывем к водопаду Корбу. Когда я фотографировал этот живописный уголок, то сорвался со скалки и повредил немного ногу, все ничего, но не повлияло бы это на возможность купаться. И снова гребем. У нас в лодке очень заводной парень, тоже Виктор. Но настоящим юмором блещет Юра с параллельной лодки. Как он отплясывает на носу твист! Надеюсь, что мой кинофильм получится! Обедаем на мысу, в том месте, где озеро поворачивает на Запад, то есть - на «подъеме сапога». На берегу колоссальное количество красной смородины, едим, собираем на компот. Небо опять затянуло тучами, пошел сильнейший ливень, над озером стена воды, а снизу ее ветер будто подметает. Вымокли, конечно, но рюкзаки спасли, закрыв их в лодке палаткой. И снова в путь! Я на веслах, но тут нам повезло. Пошла сильная Верховка. Так называется ветер, дующий с Юга на Север. Вообще на Телецком только два направления ветра: Верховка и Низовка. Идем со скоростью около 4 узлов, за кормой небольшой бурунчик. Вдали показался Артыбаш. Ветер стихает, и мы на веслах подходим к мысу, где останавливаемся на ночевку. После ужина собрались в беседке на берегу, которую мы окрестили «ресторан Запорожец», спели несколько песен. Вдруг снова хлынул сильнейший ливень с градом. Градины величиной с орех! Они лупили нас даже в Запорожце. В палатки набралось много воды.