Дорога разветвились: направо ушла на Дукку, а налево через мост вверх вдоль р. Псыш. Нам туда. Прошли около 8 км

Для ночлега спустились с дороги к реке. Устали, но испытываем приятное чувство, что задачу выполнили.

Наслаждаемся первым ночлегом в горах, пьем «от пуза» компот из вишен и слив - подарком из Ростова.

20 июля. Встали рано. На завтрак «овсянка, сэр» и чай с остатками компота. Идти недалеко, до слияния реки Белая Аюлю с Псышем. Дошли до фермы, у которой протекает река Гобулу, ее переходим по мостику из бревен. Еще речушка и входим в лес. А вот и Аюлю и тоже с мостиком. Дошли по плану, к 12-00. Я с Сережей и Колей уносим на заброску часть продуктов и бензина к устью р. Аманауз. Вскоре видим переправу (еще одну) через Аюлю, за которой завтра будем подниматься к перевалу Дорбун. Открылся чудесный вид на массив Псыш и на реку Псыш с вершиной Токмак-Кая. Через 2 часа, пройдя лесной тропой, затем вдоль прижима и снова выйдя на поляну перед долиной Аманауза, вошли в лес. Там ищем место, где спрятать заброску. Спрятали ее в камнях, заросшего пихтами склона и назад. Через полтора часа мы в лагере. Занимаемся дровами, костром, обедом. Отдыхаем. Завтра дежурить будут Коля с Вадимом.

Июля. За переправой через Аюлю начинается тропа на перевал. Тропа уходит круто вверх, зато идем в тени огромных пихт. Через 2,5 часа выходим в широкую верхнюю долину. Через километр переправляемся через Аюлю и идем вдоль реки. Здесь много грибов: красные, моховики, подберезовики. А дальше, недалеко от слияния Аюлю с речкой, вытекающей из-под перевала, тропа, идущая криволесьем (березняк, рябинник, рододендроны), круто уходит вверх. 2 часа подъема и мы в верхней висячей долине. Перекус. К счастью здесь еще есть дрова - помылись горячей водой. Дальше снова подъем на новую ступень. Ручей раздваивается, идем вдоль левого рукава. Поднимаемся хорошей тропой по морене к голубому озеру с втекающем в него ледничком.

Уже просматривается тропа на перевал. До него меньше часа ходу. Но уже поздно, останавливаемся на ночлег.

У меня неприятность: потерял фотоаппарат ЛОМО-Компакт. Грустно, но не жалко - только портил пленку.

22 июля. Вышли только в 8-00, так как пошел дождик. Думаю: идти или не идти. Решил - идти! Дождик моросит, но мы на перевале Дорбун 1-А. Это широкая седловина с маленьким озерцом. Дождь не прекращается. Накрылись полиэтиленом, поем песни. Через час капель прекратилась, пишу записку, кладу ее в тур и в путь. Влево с перевала уходит приличная тропа, внизу она продолжается на сыпухе. С верхнего цирка спускаемся в следующий. Тропа довольно отчетлива. Через час мы внизу у слияния ручьев в реку Бурную. У большого камня перекус. Занимаемся скалолазанием, сушимся.

В 13-30 уходим вверх. Переправляемся по снежному мосту на левый берег реки, вытекающей со снежников перевала Браконьеров 1-А и ледника Вельяминова. Затем идем на перемычку между перевалами Дорбун и Браконьеров. Разведка этого маршрута значительно сократит переход с одного перевала на другой. Цирк здесь очень красивый: кругом водопады, слева ледник, посредине пирамида горы, слева перевал. Пошел дождь. Забираемся в палатки. Я торчу у примуса, готовлю ужин.

23 июля. Дежурные Коля и Вадим (практически - Коля) готовят завтрак, но погода плохая: туман, дождь. Решил ждать погоды. В 10 погода стала улучшаться. Собираемся, выходим. До перевала ведет крутая, но проходимая тропа. Через 1,5 часа мы на перевале. Холодно, моросит дождь. Спуск, как и подъем прекрасный, не то, что было 10 лет назад! Тропа уходит вниз по снежникам, крупным сыпухам. Траверсируем склон отрога, выходим на его гребень. Отсюда прекрасный вид, но погода плохая и фото не получатся. Сбегаем вниз к озерцу. Перекус. Еще одна ступень и мы выходим на самый красивый на Западном Кавказе альпийский луг. Фотографируемся, а дальше тропой круто вниз вдоль ручья, сбегающего по каньону к реке Аманауз. Наконец, мы к ней спустились. Дальше тропа идет вдоль берега по камням и зарослям и выводит через час в лес, где березы уступают пихтам. Еще полчаса ходу и мы у нашей заброски, вблизи слияния рек Аманауз и Псыш. Ставим лагерь на берегу, сушимся, рядом горит роскошный пихтовый пахучий костер. Ужинаем, поем песни и с хорошим настроением засыпаем. Мне снился сон в стихах об университете.

24 июля. Сегодня нам идти немного - до нижнего озера под перевалом Наур 1-А. Не спеша, собираемся. Хорошая каменистая тропа траверсирует каньон р. Псыш, которая здесь уже существенно уже - многие притоки остались ниже. Через полтора часа мы были на поляне у большого камня, где встретили группу из Калининграда. Ребята рассказали, что они спустились с Наура. За перевалом они встретили группу милиционеров, которые ловят двоих бандитов. Им даже дали их фотографии. Нас догнала группа из Кишинева, их четверо, ведет их девушка и тоже на Наур. Мы ушли, они остались отдыхать. Идем легко, ведь отдохнувшие. Последний подъем и мы, обойдя огромную «балду», вышли почти под перевал. Оказалось, что мы пошли по левой тропе, а надо было по правой. В результате наша цель озеро осталось внизу за хребтиком - пришлось приспуститься. От озера на Наур ведут две тропы: левая траверсирует хребтик, отделяющий ледник Магана, а правая идет по верху этого хребтика. На нем развилка: по гребню тропа ведет на перевал Магана. Мы проделали весь путь от Псышской поляны за 3,5 часа. Ставим лагерь. Нас догнала группа кишиневцев. Они собрались идти на перевал, хотя уже 15-30. Я их не смог отсоветовать. Перекусив, веду своих ребят в радиалку на Магану. Мы поднялись наверх и увидели, что кишиневцы заблудились и пошли на Магану. Пришлось сбегать к ним и вернуть ребят, а ведь до них было около 2 км! Догнали под самим перевалом. Затем поднялись на перевал сами, сфотографировались, вернулись к кишиневцам и проводили под самый перевал Наур, что выше нашего лагеря. Ребята нас очень благодарили. Наша «экскурсия» заняла 3 часа. Вернулись в лагерь. А пока мы ходили, в лагерь заходили двое местных, но Вадим, остававшийся в лагере и не выпускавший из рук топора, сказал, что они вроде не похожи на тех бандитов. Отдыхаем, ужинаем. Сегодня погода нас побаловала - дождя не было.

26 июля. Вышли в 8-00, а в 10-20 уже вышли на перевал Наур. Подъем был относительно простой: 1-я ступень, затем 2-я, а далее, траверсируя снежник, вышли на широкий перевал. Здесь, как и 10 лет назад крупные камни, памятники. После обычных ритуалов начали спуск. Тропа некрутая. Сначала в верхний цирк, затем после 2-й ступени спустились к ручью и озеру. Отсюда начинается подъем на поперечный хребет, где тропа направляется вниз, к обрыву и в каньон. Мы поднялись на хребтик. Это, оказывается перевал Наур-Штаб. С перевала одна тропа уходит круто вниз, а другая идет вверх по гребню хребта на Восток. Начали спускаться по 1-й тропе, но вернулись - очень круто! И правильно сделали. Пошли 2-й тропой. По гребню хребта вышли на водораздельный хребтик между речками с перевала Наур и ледником Псыш. Перекус. Прощаемся с кишиневцами. Спускаемся вниз и снова подъем, затем вниз на 300 м в каньон р. Чамагвара. А далее наш путь пересекает река с пер. Кизгич. Где-то там, на дороге нарзан, но мы устали, поздно, поэтому ночуем в красивом месте у ручья. Ребята сходили за молоком к кошу. Испытываем большое удовольствие от всего.

Июля. Снова ранний подъем. Тропа вверх очень слабая. Основная тропа, наверно, ведет вниз и выведет на тропу вдоль Бзыби. Мы идем вверх, подъем очень трудный, вдоль ручья через заросли.. Наконец, через 2 часа вышли на плато, идем по тропе к спуску на нарзан. Пришли, пьем, отдыхаем. Дальше идем по полуразрушенной дороге к перевалу Аданге. Вскоре свернули на дорогу, которая не спускалась бы круто к Бзыби, чтобы не терять высоты. Но возможно зря, так как через 2 км дорога кончилась и уперлась в каньон р. Сатхаро, но мы, не доходя до него, свернули вниз на тропинку, и вышли к кошу. Гостеприимные пастухи угостили нас айраном. Внизу у речки нарзан. От коша идем по тропе вниз к Сатхаро. Переправились и далее по тропе. Снова нарзан. Остановились на перекус без чая, но с нарзаном. И снова вниз. Вскоре вышли к Бзыби.

Внизу у речки нарзан. Жарко. Через 1,5 км вышли к знаменитой «черной воде». Здесь красноватые камни. По ним их трубы течет вода, железистая, кисловатая. Говорят, очень целебная. Здесь душ, ванны. Мы тоже решили испробовать воду. Мне не понравилась. Прошли немного дальше, перешли речушку и остановились на ночевку. Ребята сходили к «черной воде» еще раз, продлили удовольствие.

Июля. Сегодня идти немного, к прошлогодней стоянке под перевалом Салынган на холме, недалеко от коша. Дорога идет на подъем, но не круто. В 10-00 мы были на перевале Аданге. Здесь нам встретилась группа туристов - одни девушки. Пошутили, что у нас одни «мальчики» и разошлись. Это просто водораздел рек Бзыбь и Чхалта. А дальше спуск до ручья, от которого по левому берегу, сокращая путь, вниз сбегает тропа. По ней до нашей цели шли 1,5 часа. Итак, у нас полдня на подготовку к завтрашнему кольцу через три перевала: Салынган, Чвахра и через хребет между реками Чвахра и Горизела. Пойдут трое: я, Сергей и Вадим. Готовим продукты, снаряжение, беседуем с пастухами. 21,22,23,24

29 июля. Встали в 4-00, а вышли в 6-00. нас провожает Коля. Уже светло, идем по холодку. Через час мы на морене перед крутым фирновым «языком», уходящем вверх к зеленому конусу с пещерой. На снегу стоят потерянные овцы. С ними сидит собака. Фирн твердый, а мы отдохнувшие идем легко. Вышли на зеленую морену, ее крутизна 25-30°. Не снимая кошек, траверсируем морену, снежники. Чем выше, тем тяжелее: дает знать усталость, да и высота. Перед перевалом крутая сыпуха. И вот в 12-00 мы на перевале. Это узкая полочка, а за перевалом некрутой снежник. Перекус и небольшой отдых. В кошках идем дальше, траверсируя склон в направлении перевала Чвахра.

На крутом снежнике за ледовым конусом нас настигает гроза с градом, Стоим под накидками, выкопав себе ступени. Упрямо идем дальше вверх, ведь Чвахра выше Салынгана на 200 м. И только в 15-00 мы на перевале высотой 3110 м! Это очень красивая снежная седловина. Здесь причудливые скалы, ледяной купол справа. Идем вниз по очень крутому снежнику. Надо бы спускаться прямо, но мы, чтобы, не теряя высоту, выйти к озеру на пути к последнему перевалу через хребтик, свернули по снежнику вправо слишком рано. Пришлось спускаться. Здесь Сергей, ушедший на разведку, ошибся, считая 21 спуск на основной снежник простым. Пришлось спускаться по скалам с веревкой. Потеряли 2 часа. Только к 19-00 спустились в зеленую долину недалеко от идущей вверх тропы. Ставим палатку. Начался дождь. Наш ужин «супокаша» в палатке. Кругом гремит. Днем же нам с погодой повезло - почти не мокли.

30 июля. Поднялись рано, вышли в 8-00. Наш путь по тропке вверх за речушкой, впадающей в Чвахру. Для этого немного вернулись, чтоб переправиться через нее по снежному мосту. Тропа широкая, тенистая. Через час подъема мы на ступени плоскогорья. Разыскиваем путь подъема по траве на следующую ступень, обходя выступающие скалы. 100 м крутого подъема и мы на плоскогорье. Впереди небольшое озерцо, справа еще одно. Видим гребень нашего хребта. Уходим вправо на подъем. Видим еще одно озеро слева. Подъем крутой, до 30°. Через 40 мин. Мы наверху, но, увы! Это еще не перевал. За хребтиком еще озерцо. Снова впереди хребтик. Вперед! Перевалив его, видим большое озеро, обходим его и снова вверх на, по-видимому, последний перевальный гребень. Перед перевалом подъем был некрутой. Поднявшись, решили перекусить. Сейчас 12-45. Наверху справа снежники. Отсюда, наконец-то, 22 стала видна долина реки Гирезела, перевал Аданге, часть пути на перевал Салынган. Теперь только спуск! Тщательно ищем тропу. Наш путь вправо, вправо и вниз! Порой здесь круто, но помогает кустарник. Спускаемся вдоль крупного ручья.

Очень жарко. И уже внизу ручей спадает вниз красивым водопадом. Здесь мы остановились и под водопад! Какой отличный душ! Какое мы испытываем удовлетворение! Через час нас радостно встречают Володя и Коля.

Итак, маршрут успешно закончен. А дальше Коля, Вадим и Сережа решили на пару дней еще раз посетить «черные воды», а мы с Володей устремились на море, в Пицунду, в ставшее уже родным 3-е ущелье. 24?

А в заключение хочу немного порассуждать о спорте. Нас вел на «колечко» чисто спортивный интерес. Но это было не на пределе сил. Главное, что мы, преодолевая препятствия, как бы сливались с Природой.

К сожалению, сегодня спорт разделился. От спорта нормального отошел показушный, неестественный профессиональный, служащий лишь для развлечения толпы. В нем еще гимнастика, лыжи, плаванье, спортивные игры, яхта и т.п. как-то импонируют нам. Но технические виды: на машинах, мотоциклах, катерах, с оружием в руках, с моей точки зрения, просто извращение! В этих видах я вижу какую-то жестокость. В спорте человек должен находить радость для тела, показывать его возможности. А профессиональный спорт, да за большие деньги это - ремесло.

К профессиональному спорту примыкают также такие, к примеру, извращения, как взбегать на скорость по лестнице на небоскреб. А еще есть идиотские «Рекорды Гиннеса»! Их можно не комментировать.