Отношения Президента Российской Федерации с субъектами Российской Федерации

Частью внутренней политики, в которой роль Президента исключительно велика, является построение федеративных отношений, формирование и осуществление национальной и региональной политики. Для удобства восприятия можно выделить несколько блоков задач и возможностей Президента.

Во-первых, Президент вносит существенный вклад в формирование федеративных отношений в целом. Речь идет о создании условий для благополучного развития субъектов РФ, об оказании им поддержки со стороны Федерации, об учете интересов субъектов на федеральном уровне, о налаживании нормальных отношений между органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между самими субъектами.

Президент заботится о создании необходимых структур исполнительной власти на федеральном уровне, а также в соответствующих субъектах РФ или в группах субъектов. В целях увязки интересов Российской Федерации и субъектов, их взаимодействия, согласованного функционирования подразделений федеральных органов и органов власти субъектов Президент ввел в 2000 г. систему федеральных округов и своих полномочных представителей в этих округах.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 85) возлагает на Президента важную задачу: он «может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти различных субъектов Российской Федерации».

Во-вторых, с участием Президента решаются вопросы принятия и образования нового субъекта в составе Федерации.

В-третьих, Президент призван заботиться в целом о развитии региональной и национальной политики в стране, о внимательном отношении к нуждам больших наций и малых этносов, о национальных меньшинствах.

В-четвертых, Президент предлагает представительному органу власти субъекта РФ кандидатуру на пост главы исполнительной власти субъекта РФ, при необходимости досрочно освобождает это лицо от должности.

В-пятых, в определенных случаях Президент вынужден думать и о радикальных средствах наведения порядка в федеративных отношениях. От него тогда исходят так называемые непопулярные, но необходимые меры.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 85 предусматривает, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина, - до решения этого вопроса соответствующим судом. К сожалению, только этого оказалось недостаточно, тем более, что в Конституции речь идет лишь об органах исполнительной власти, а незаконные акты могут исходить и от законодательной власти субъектов РФ. Поэтому федеральным законодательством было определено, что при появлении подобных актов Президент РФ принимает меры к их отмене. При уклонении органа законодательной власти субъекта РФ от исправления положения Президенту первоначально давалось право внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске такого органа, а с декабря 2004 г. Президент вправе его распустить принятием своего указа. Для главы исполнительной власти субъекта РФ в аналогичных ситуациях возможна такая мера, применяемая Президентом, как отрешение от должности.

Вопросы внутреннего устройства субъектов РФ решаются самими субъектами. Вместе с тем закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) создаются и упраздняются Президентом РФ по предложению, вносимому Правительством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: