Формы и механизм правообразования

На ранних стадиях своего развития право хар-сь специфическими формами выражения. Отсудствие письменность способствовало тому что примитивное право всецело было сведено к обычаю и имело след. формы выражения:

1. Мифология. Кот. представляла собой образцы прав. поведения и ср-ва разрешения споров.

2. Фольклор – это разл. пословицы, поговорки, придания. Эта форма выражения права была распространенной. Уговор дороже денег. Самому судить не рассудить. Не пойман не вор. Особенностью применивного и архаичного права было то, что они предполагали поэтическую форму.

С течением времени право цивилизовалось, приобрело юр. определенность, системность, четко фикс. формы выражения и отработанные механизмы и процедуры обеспечения. На этапе уже зрелого права существовала 2 способа образования права:

1) факсация норм исходящих от общ-ва и поддерживаемых гос-вом.

2) исключительно нормотворческая дея-ть разл. инст-тов гос. власти.

МЕХАНИЗМ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ

История прав. развития свидетельствует о том, что первоначально позитивное право возникает из необходимости обеспечить защиту, охрану неприкосновенности носителей власти, поэтому охранительные нормы занимали наибольший вес в массиве формирующегося зак-ва. Нормы УП имели приоритетное значение. Важное значение отводилось нормам публичного права, кот. закрепляли порядок взимания налогов и сборов. Также существенное значение придавалось процедурным нормам, поскольку они позволяли отграничивать право от др. соц. регуляторов. И только после этого уже стали появляться нормы частного права, кот. яв-сь заключительной частью системы действующего права. Такой механизм правообразования говорит о том, что изначально шла защита именно институтов гос. власти, личностное начало в праве долгое время не учитывалось. С развитием естественного права регулирование взаимоотношений личности и власти становится приорететным направлением в праве.

12. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);
в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ;
- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
- устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.
Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

13. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА. НОРМА ПРАВА И ПРАВОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ.

Юр. норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, содержащие права и обяз-ти субъектов, установленные (санкционированные) гос-вом или общ-вом и обеспеченные возможностью применения мер гос. принуждения. Структура юр. нормы – ее внутреннее строение, ее взаимосвязь составляющих элементов. 1. Гипотиза – структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее действия состоящие из юр. фактов при наличие или отсутствие кот. следует руководствоваться данной нормой. Виды: простые, сложные, альтернативные. 2. Диспозиция - структурный элемент норм права, указывающий на права и обяз-ти субъектов – при наступление условий указ. в гипотезе. По способу изложения диспозиция может быть: прямой, альтернативной и бланкетной. 3. Санкция – это структурный элемент нормы права, указывающий на последствия не соблюдения содержащихся в диспозиции правила поведения. По степени определенности санкции подразделяются на: обсолютно-определенные (точно указанный размер штрафа), относительно-опреленные ( лишение свободы на срок от 3 до 10 лет ), альтернативные.

Виды: По функциям в системе права: регулятивные, охранительные, специализированные. По отраслевому признаку, т.е. по предмету прав. регулирования: нормы конст., гражданского, уголовного, административного права. Процессуальные: угол. проц. права (порядок возложения угол. отв-ти), гражд. проц. нормы (порядок разрешения гражд. прав. споров). В зав-ти от степени обяз-ти юр. нормы: императивные и диспозитивные. 1.Регулятивные нормы указывают на права и обяз-ти сторон в правоотношениях. В зав-ти от хар-ра содержания: - управомачивающие – предоставляющие своим адресатам право на совершение положит. действий (п. 2 ч.1 ст. 19 ГК Гр-нин вправе переменить свое имя в порядке установленном законом).- обязывающие содержащие обяз-ть совершения опред. активных положительных действий (п.2 ч.2 ст. 19 ГК Гр-нин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене имени). - запрещающие нормы возлагающие обяз-ть пассивного плана не совершать запрещенных действий (п. 4 ст. 19 ГК). Приобретение прав и обяз-тей от имени др. лица не допускается). 2.Охранительные нормы – фиксируют меры гос. принуждения, кот. применяются за нарушение прав. запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания (почти все статьи особ. части УК; устанавливают меры угол. отв-ти за совершение преступления – особ. часть УК). 3.Специализированные: - дефенитивные – легальное определение юр. понятий (ст. 96 ГК АО признается общ-во уставной капитал кот. разделен на опред. число акций; в общей части НПА). - коллизионные устанавливается порядок выбора, подлежащий применению норм в случае наличия противоречий между несколькими нормами, регулирующими одни и те же отношения (п.2 ст.7 ГК норма устанавливающая приоритет правил межд. договоров перед правилами внутреннего зак-ва). - оперативные – определяют порядок вступления в силу, прекращения действия др. норм, или целых НА. - учредительно-декларативные – определяют принципы, осн. идеи прав. регулирования, или учреждают декларируют цели и задачи закона (бол-во зафиксировано в Конст. РФ, ФЗ, и др. кодифицированных актах). Императивные – имеют категоричный характер, и не допускают отклонение в регулирование наруш. правила, содержащегося в императивной норме, влечет неблагоприятные последствия для нарушителя п.2 ст.339 ГК Договор о залоге, его форма и регистрация. Диспозитивные – правила поведенияучастников общ. отношений. Предоставляется возможность самостоятельно определить объем прав и обяз-тей, но и выбрать иной вариант поведения (хар-ны для гражд. права, действуют поскольку стороны не установили соглашением иных правил поведения – форма если иное не предусмотрено договором). НПП - минимальная смысловая часть текста нормативно-правового акта, представляющая собой элементарное государственно-властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, цельностью и логической завершенностью. НПП характеризуется следующими основными признаками: государственно-властное веление; непосредственная выраженность в тексте нормативно-правового акта; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер.

2) НПП выступает как категория правовой науки, необходимая для исследования (а) организации системы права; (б) единства и согласованности системы законодательства; (в) структуры нормативно-правового акта; (г) правил законодательной техники.

14. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО: СПЕЦИФИКА И КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ.

Деление права на публичное и частное различали уже в Др. Риме. Публичное право по утверждению Римского юриста Ульпиана – есть то которое относится к положению римского гос-ва. А частное право относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к публичному и частному уточнялись получали более развернутые хар-ки, однако признание научной и практической ценности, деление системы права на частное и публичное оставалось неизменным, причем оно оставалось неизменным для континентальной прав. семьи. Др. системы такого деления стр-ры не имеют. Понятие частного и публичного права. Уяснение данного вопроса необходимо для того чтобы определить какие отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву. Частное право регулируют сферу частных интересов его объектами выступают отношения между физ. лицами их объединениями преследующими специфические интересы, тогда как сфера действия публичного права, дея-ть гр-дан, их ор-ций, ОГВ по поводу достижения тех интересов, которые имеют публ. прав. хар-р. Сущность частного права выражено в его принципах в независимости и автономии личности, признание защиты частной собственности и принцип свободы договоров.

Частное право прежде всего защищает интересы лица в его взаимоотношениях с др. лицами. В сфере действия частного права. Индивид решает использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Вмешательство государства в этих случаях минимально и вызывается главным образом интересами участников. Акты реализации права и интерпретационные акты.

Принципиальное отличие частного от публичного права заключено кроме того в хар-ре юр. защиты частных и публичных интересов. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юр неравноправные, поскольку одной из таких сторон всегда выступает государство в лице своих органов, ДЛ наделенное властными полномочиями (сов-ть объект. прав и юр. обяз-тей ОГВ). В сфере публичного права отношения регулир. из единого центра, каковым яв-ся гос-во для норм, институтов и отраслей публ. права наиболее специфичен императ. метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием (активное и пассивное – активное выполнение действия, пассивное запрет). В сфере публ. права разрешит. тип прав. регулир. в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности и связанны с действием общедозволительго типа прав. регулирования. Соотв. гл. источником публ. права яв-ся НПА, а в отраслях частного права значит. вес занимает договорное право. Т.е. частное право – это область свободы и децентарализации основанный на автономии воли и частной инициативы, тогда как публичное это сфера господства императивных начал и централизованного регулирования. К публ. праву относятся конст., админ, угол, финансовое экологич, все процессы. К частному: гражданское, семейное, трудовое, замельное, МЧП. Обсолютно публ. прав. или частно прав. отрасли не существует. Публ. прав. элементы присудствуют в отраслях частного права равно как и наоборот. Семейные: суд. порядок расторжения брака, взыскания алиментов, в зем. праве также имеется публ. прав. изъятие земель. Применительно к кажд. конкр. отрасли права имеет место комбинирование юр приемов.

15. КРИТЕРИИ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ РЕЖИМЫ.

Критериями деления права на отрасли и институты вы­ступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это фактические отно­шения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредо­вании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, уп­равленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: это жизненно важные для человека и его объединений отношения; это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; это устойчивые, повторяющиеся и ти­пичные отношения; это отношения поведенческие, за которы­ми можно осуществлять внешний контроль (например, юрис-дикционными органами). Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрас­ли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержатель­ные параметры нормы, института, отрасли и права в целом. Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Метод объединяет объектив­ные и субъективные моменты и носит по отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер. При регулировании общественных отношений используют­ся различные методы: императивный и диспозитивный, альтер­нативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для администра­тивного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный ме­тод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения.

16. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ.

Системное построение права представляет собой образование состоящие из элементов системы системы права, находящихся между собой в функциональной зав-ти. Институт, отрасль, подотрасль. Система права хар-ся след. осн. признаками:

1) единство и ее диффенцированность. Яв-сь внутренним единым и целостным образованием система права в тоже время подразделяется на отдельные элементы, каждый из кот. выполняет самостоятельную роль в механизме прав. регулирования.

2) объективный хар-р системы права кот. обусловлен спецификой регулируемых общ. отношений. Объективный хар-р системы права подтверждается тем обст-вом что не зависимо от типа современного гос-ва и прав. системы имеются группы отраслей права идентичных во всех гос-вах: конст, админ, гражд, угол, семейное.

Таким образом система права – это объективно существующее внутреннее стороение права, кот. подразделяется на след. элементы: юр. нормы, суб. институты, подотрасли, отрасли.

1. Юр. норма – общеобязат. правило поведения выраженное в офиц. форме. Институты права это также осн. элемент системы права как представляют собой сов-ть юр норм регулирующих однородную группу общ. отношений.

- однородность факт. содержания инст-та права

- единство юр. норм, входящих в прав. институт и образующих единый комплекс.

- нормативная обособленность, кот. подразумевает что прав. институт выражен в отд. разделах, глпавах, частях офиц. источников. Инст. иск.давности гл 12 Г.

- полнота регулир. общ. отношений, кот. обеспечивает беспробельность прав. регулирования.

- бывают комплексные инст-ты права кот. представляют собой сов-ть норм входящих в состав разл. отраслей права.

2. Подотрасль – объединение неск. инст-тов одной и той же отрасли права. КП – избирательное, парламентское. ГП – наследственное.

3. Отрасль – объединяет однородную область общ. отношений. Имеет особенное строение как правило в ней выделяют общую и особ. части. В общей части сод-ся нормы действие кот. рас-ся на все отношения регул. данной отраслью, как правило инст-ты и подотрасли уже конкретиз. в особ. части. Кроме того каждая отрасль отличается от др. отрасли по осн. критериям: предмет, метод, дополнит. критерий – наличие кодифицированного акта.

Системное построение права указ. на то, что юр нормы могут действовать и оказывать регулирующее воздействие на общ. отношения, только в случае системного взаимодействия элементов системы права. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее соц. регулирование осуществляемое правом. Т.е. принимая законодательные акты законотворческий орган должен вписать в действующую систему права не нарушая ее целостности.

Традиционный подход к построению системы права.

Признание права системным образованием изначально предполагало обоснование критериев построения этой системы. Решению этой проблемы в рамках отечественной теории права были просвещены ряд дискуссий.

В период с 1938-40 г в ходе первой дискуссии впервые в рамках теории права был сделан вывод о том что основанием деление системы права отрасли яв-ся предмет прав. регулирования – общ. отнош. подверг-ся регулир. в рамках данной отрасли. Последующая дискуссия по поводу построения системы права относится к периоду 1858-59 был поставлекн вопрос о нед-ти выделения только одного критерия поскольку в этом случае получалось огромное множ-во отраслей и поэтому на этом этапе было предложено испол-е доп. критерия – метода прав. регулирования. И с этого момента общая теория права использует эти критерри в кач-ве базовых для постоения системы права. Кроме того существует и более сстрарый по времени воз-я подход к построению системы права. Выделение частного и публичного права, но этование критерия направленность интересов регул. общ. отношений.

17. НОРМА ПРАВА И СТАТЬЯ ЗАКОНА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМЫ ПРАВА В СТАТЬЕ ЗАКОНА.

Юр. норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, содержащие права и обяз-ти субъектов, установленные (санкционированные) гос-вом или общ-вом и обеспеченные возможностью применения мер гос. принуждения. Соотношение нормы и ст. НПА: 1) совпадают; 2) неск. норм содерж. в ст. НПА; 3) структ. элементы юр. нормы расположены в неск. ст. НПА (бол-во ст. семейного кодекса). Способы изложения: 1.Прямой способ изложения при кот. содерж. нормы выводится непосредственно из закрепляющей ее ст. НПА. 2.Отсылочный способ изложения, когда ст. содержит ссылки на др. конкр. ст. (п, ч.) дополняющие ее формулировку. 3.Бланкетная способ изложения, когда статья содержит отсылку не к какому либо конкретному предписанию, а к целому комплексу норм (ст. 98 ГК Образование АО). Управомачивание – способ прав. регулирования, кот. выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение опред. действий (собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

18. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА. ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Вопрос соотношения яв-ся центральным для правопонимания. Данная проблема ставилась еще римскими юристами. Причем под законом следует понимать не закон как источник высш. юр. силы, а как все офиц. источники юр. норм в данном в данном случае.

Концепции связ. с различением права и закона существует множество, однако среди этого множ-ва можнго обозначить 2 осн. и принципиальных подхода к данной проблеме.

1. Право представляет собой творение гос. власти и под правом следует понимать все офиц. источники права не зависимо от их содержания.

2. Закон даже принятый надлежащим суб-том и в надлежащей процедурной форме может не иметь прав. содержания, быть не прав. законом и выражать полит. произвол. Приверженцами первого подхода яв-ся представители юр. позитивизма Г.Ф. Шершеневич. Второй подход в рамках прав. системы РФ исследовался в конце 80-х-90-х годов, такими теоретиками как В.С. Нерсесянс, Явич, Бабаев которые утверждали что право можно считать только прав. закон. Признанно что право и гос-во яв-ся самостоятельными рез-тами общ. развития. В такой же степень независимые от гос-ва и процессы правообразования, а уже дело гос-ва выявить эти процессы правообразования и основываясь на началах справедливости возвести их в закон, т.е. оформить в кач-ве офиц. источников права, кот. содержат общеобязательные правила поведения. Т.о. в соотв. с пастулатами данного направления право как содержание и форма складывается в рез-те взаимодействия общества и гос-ва. Т.е. содержание права создается объективно под воздействием общ. процессов, а форму придает гос-во.

При различении права и законаобращают внимание на возможность не правового содержания у закона. Т.е. в настоящее время проблема различения права и закона состоит в установлении соответствия между содержанием и формой права. Право и закон следует различать в рамках второго подхода,

1. Где закон это офиц. источник норм выраж. во вне, а про – как единство формы и содержания.

2. Закон может иметь не прав. содержание, это опред-ся на основе общих естественно прав. начал (либертальная теория права).

19. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Система зак-ва – это сов-ть НПА представляющих всю сов-ть действующего норм. прав. регулирования. Различия между системой права и системой зак-ва заключаются в следующем:

1) в кач-ве первичного элемента системы права выступает юр норма кот. состоит из 3 осн. элементов. Перв. элементом системы зак-ва яв-ся статья НПА. Возможно три варианта соотн. юр. нормы и ст. НПА. 2) Система права яв-ся внутр. содержанием права, а система зак-ва представляет собой внешнее выражение оформления права закрепляемое в источниках права. Соотносятся как форма и содержание. 3) система права имеет первичный хар-р по отношению к системе зак-ва, поскольку зак-во приозводно от права, кот. с вою очередь производно от существующих на опред. территории общ. отношений, т.е. система права складывается объективно под влиянием общ. отношений, а система зак-ва складывается субъективно и зависит от воли и усмотрения законодателем. 4) строение системы права предпологает горизонтальное деление, а построение системы зак-ва имеет как горизонтальное так и вертикальное деление, кот. связанно с иерархией НПА по юр. силе. 5) отрасли права могут не совпадать с отраслями зак-ва, если подсистема зак-ва совпадает с отраслью права, то имеет место отраслевое зак-во, если подсистема зак-ва яв-ся частью отрасли права, то имеет место внутриотраслевое зак-во. Если подсистема зак-ва включает неск. отраслей права, то имеет место комплексное зак-во: экон. зак-ва, соц. обесечение. 6) различен объем регулирования систем права и систем зак-ва. Система права кроме НПА включает и иные источники права прав. обычаи, юр. прец-ты, НП договоры, наиболее полно регул. общ. отношения. В зав-ти от различн. оснований выделяют такие виды системы зак-ва как отраслевая, иерархическая, и фед. террит по видам гос. устр-ва.Отраслевая система зак-ва обусловлена прежде всего спецификой предмета прав. регулирования. Иерархич. система зак-ва имеет разделение НПА в зав-ти от юр силы. Фед. террит. система зак-ва определяется стр-рой построения гос-ва и особ-тями распределения нормотворческих полномочий между его суб-тами и между суб-тами и федерацией.

20. ПОНЯТИЕ, СТАДИИ И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.
Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.
Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.
Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.
Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется. правообеспечительная, правоохранительная функции права.
В научной литературе стадии правового регулирования могут быть выделены и по иным, чем у нас, основаниям.

Механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права, правовых отношений.Вообще, правовое регулирование призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивать при этом реализацию позитивных интересов субъектов права, правовых отношений. В рамках данного процесса встречаются различные препятствия, которые можно классифицировать следующим образом:1) препятствия, которые поддаются управлению, и препятствия, не поддающиеся управлению;2) препятствия, которые выражаются в наличии конкурирующих в управлении моментах, и препятствия, выражающиеся в отсутствии таковых моментов.Исходя из изложенного материала, механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые позволяют наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, удовлетворять интересы субъектов права. В теории правоведения выделяют следующие основные признаки механизма правового регулирования:1. Цель механизма правового регулирования состоит в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов права к ценностям, т. е. в гарантии их справедливого удовлетворения. Данный признак является содержательным.2. Механизм правового регулирования — это система различных по своей природе и функциям правовых средств, которые позволяют достигать поставленных целей. Данный признак является формальным.3. Механизм правового регулирования — это организационное воздействие правовых средств, которое позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности правового регулирования.В структуре механизма правового регулирования можно выделить следующие основные элементы и соответствующие им основные стадии правового регулирования: 1. Норма права. На данной стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере правового регулирования. 2. Юридический факт. Иначе данный элемент можно назвать фактическим составом с таким показателем, как организационно-исполнительный, правоприменительный акт. На данной стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ, которые преобразуются в конкретные правила поведения. 3. Правовое отношение. На данной стадии происходит установление конкретной юридической связи с весьма условным разделением субъектов на управомоченных и правообязанных. 4. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии правовое регулирование достигает своих целей — удовлетворение интересов субъектов, реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правовых отношений в жизнь. В рамках данной стадии механизма правового регулирования можно выделить три основные формы выражения актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей: а) соблюдение — воздержание от совершения противоправных действий, б) исполнение юридических обязанностей, в) использование субъективных прав на благо, различные ценности. Однако во всех названных формах субъект права не должен препятствовать удовлетворению интересов противостоящей стороны, а также интересов в охране и защите, которые составляют основу правового порядка. 5. Охранительный правоприменительный акт. Данная стадия механизма правового регулирования является факультативной и вступает в действие лишь в том случае, если беспрепятственная форма реализации права не удается, т. е. на защиту неудовлетворенного, незащищенного интереса субъекта права должна встать соответствующая правоприменительная деятельность, меры государственного принуждения.

21. СПОСОБЫ, ТИПЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Прав. регулир. спец. юр воздействие на поведение чел-ка. Прав. регулир. – это прав. воздействие на общ. отношения с помощью прав. юр. ср-тв.

Прав. регулир. охватывает: 1) специфич. дея-ть органов гос-ва: нормотворческих, связ. с выработкой юр норм и определением юр ср-тв. 2) дея-ти непосредственно участников общ. отношений направленные на поиск и привлечение ср-ты юр регулирования для согласия своего поведения с правом. Данный вид прав. регулир. на ряду с гос. согласуется с современными взлглядами на правопонимание и правообразование и исключает на практике утверждение монополии гос-ва на произ-во права. Содержание предмета прав. регулирования определяет специфику содержания всего прав. регулирования и в конечном счете стр-ру права. Поскольку предмет прав. регулирования яв-ся основанием для структурирования права на частное и публичное и выделение в его составе относительно самостоятельных элементы, как то юр. нормы, институты, отрасли, подотрасли права. Соответственно изменение содержание отношений составляющих предмет прав. регулирования влечет за собой и изменение содержания отрасли права, в том числе отмену, изменение или появление новых юр норм, институтов. Под предметом прав. регулирования понимаются общ. отношения кот. подлежат регулированию, т.е. те отношения кот. могут регулироваться по ср-вам юр. прав. ср-тв: экономические отношения, отношения между гр-нами, правоотхранительные. Не входят отн-я кот. не могут быть формализованы.

Предмет прав. регулирования входят общ. отношения кот.: 1. Объективно могут быть урегулированы. 2. Они в данных условиях требуют прав. воздействия.

Общ. отношения это общий объект воздейстия права, а непосредственным предметом прав. регулирования выступают действия, дея-ть участников отношений. Т.о. содержание прав. регулирования зависит от положения взаимодейств. суб-тов и зависит от объекта на кот. направлены интересы участников. Хар-р регул. правом отношений указ. на метод прав. регулирования. Метод это сов-ть своеобразных приемов юр воздействия, их сочетание. В отличии от предмета прав. регулирования, отвечающего на вопрос что регулируется правом метод прав. регулирования указ. на то как регулируются общ. отношения. Особ-ти метода прав. регулирования хар-ют:

1) основания возникновения прав и обяз-тей

2) способы взаимосвязи прав и обяз-тей

3) хар-р юр ср-тв, обеспечения прав и обяз-тей

Исходя из этих екритериев принято выделять 2 осн. метода прав. регулирования:

1) диспозитивный, хар-ся автономией и равноправием сторон регулир. отношений.

2) императивный – этот метод власти и подчинения основанный на соподчиненности одних участников другим.

Диспозитивный метод яв-ся ведущим в ГП, императивный метод – ведущий в административном праве, остальные отрасли используют разл. сочетания данных методов.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельность в выборе того или иного поведения участников в отношениях. В данном случае в диспозитивном методе закон опред-ет пределы отношения сторон, либо уст-ет опред. процедуры. В основе диспозитивного метода лежит свободное не подчиненное положение участников правоотношения и договор как осн. источник возникновения данного правоотношения.

Императивный метод убеждает участников вступать в юр. связь т.к. метод строго обязательный и не допускает отступлений от юр. нормс.

Юр. фактом для возникновения правоотношений в данном случае будут яв-ся в первую очередь правоприменительные акты, напр. любые решения судов, приказы о переводах.

Способы прав. регулирования. Принято различать след. осн. способы прав. регулирования:

1) дозволение – это предоставление лицам права на собственные активные действия. 2) обязывание – возложение обяз-ти к активному поведению. Обяз-ть поступать только так как определено законом.

3) запрещение – возложение на лиц обяз-ти от совершения действий запрещенных законом.

В кач-ве доп. способов прав. регулирования некот. авторы называют поощрение и рекомендации.

Работа 1966 г механизмы прав. регулир. работа Алексеева.

Типы прав. регулир. представляют собой особый порядок прав. регулирования кот. выр-ся в опред. сочетание способов прав. регулирования и создает опред. режимы для удовлетворения интересов суб-тов права. В зав-ти от сочетания заперетов и дозволений раз-ют два осн. типа прав. регулирования.

1. Общедозволительный в осове кот. нах-ся общее дозволение и кот. строится по принципу дозволено все вроме того что прямо запрещкено законом.

2. Разрешительный в основе кот. лежит запрет и кот. строится по принципу запрещено все кроме того, что прямо разрешено законом.

На приобладание общедозволительного или общеразрешит. регулир. влияют след. факторы, т.е.:1) особ-ти прав. отношений; 2) хар-р прав системы и уровень прав. культуры.

22. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.

С позиции права поведение чел-ка может быть оценено по разному отдельные отношения людей нах-ся вне сферы прав регулирования. Отношения не входящие в прав. регулирование не могут рег-ся правом, они поддаются только моральной оценке. Др. отношения регул. правом, есть отношения кот. юр. безразличны и не требуют прав. опозредования, например увлечение спортом, музыкой.

Наибольший интерес для юр науки и практики представляет поведение людей в сфере прав. регулирования, т.е. поведение урегулированное правом. Такое поведение наз-ся правовым. Прав. поведению присущи определенные признаки.

1. Социальная значимость поведения. Поскольку человеческие поступки порождают реакцию окружающих либо одобрение либо осуждение, в этом проявляется соц. оценка поведения, кот. может быть оценена либо как общ. полезная либо как общ. опасная.

2. Субъективизм. Поскольку человек существо социальное, наделено волей и контролирует свое поведение. Совершая то или иное действие в прав. сфере субъект соотносит его с имеющимися нормами, анализирует поведение с позиции того прмнесет он пользу или вред общ-ву, себе и в зав-ти от этого он принимает решение, определяет свое поведение.

Прав. регламентация, т.к. и объективные и субъективные моменты отражаются в прав. предписаниях. Прав. регламентация обеспечивает точность, определенность поведения в прав. сфере, яв-ся защитой от постороннего вмешательства в действия гр-дан, иных суб-тов правоотношений, именно по ср-вам прав. норм стимулируется, внедряется в общ. жизнь общ. полезное поведение и вытесняется поведение не желательное для общ-ва.

Подконтрольность в лице правоприменительных и правоохранительных органов, данный признак вытекает из св-ва гарантированности гос-ва права, его принудительности. Контролируя действия суб-тов гос-во корректрует их в зав-ти от соц. значимости поступков.

Прав. поведение в любом случае влечет за собой юр. последствия. Указ. признак имеет важное значение для хар-ки прав. поведения, т.е. поведение кот. не влечет юр последствий соотв. яв-ся юр. нейтральным и не яв-ся правовым. В силу этой особ-ти прав. поступок выступает обычно юр фактом, т.е. основанием для возникновения либо прекращения правоотношения. Прав. поведение – это соц. значимое, осознанное поведение инд. либо коллективных суб-тов урегулированное нормами права и влекущее за собой юр. последствия.

Т.о. дея-ть чел-ка в прав. сфере может быть оценена как с социальной так и с юр. стороны. Развитие потребности юр практики требует выделять разл. виды прав. поведения, кот. могут быть опосредованы правом.

Виды прав. поведение: правомерное, правонарушение, злоупотребление правом, объективно противоправное деяние.

Осн. разновидность прав. поведения – это поведение правомерное, поскольку подавляющие число гр-дан и ор-ций.

Правомерное поведение – это соц полезное осознанное поведение людей и ор-ций соотв. прав. нормам и гарантируемое гос-вом. Правомерное поведение имеет след. характерные признаки:

1. Правомерное поведение соотв. юр. нормам.

2. Правомерное поведение социально полезно.

3. Правомерное поведение характеризует субъект. сторону, мотивы, цели, степень осознания возможных юр последствий и внутренне отношение индивида к ним, при этом мотивы отражают хар-р, степень активности поведения, правомерное поведение яв-ся важнейшим видом прав. поведения, поскольку его осн. фун-ция – это удовлетворение интересов участников правоотношения, поскольку общ-во и гос-во заинтересованы в таком поведение они поддерживают его разл. орг. прав. методами. по ср-вам стимулирующих прав. режимов.

Правонарушение – это юр. и соц. антипот правомерного поведения, соотв. соц. и юр. признаки у них противоположны.

Правонарушение – это общ. опасное, виновное, противоправное деяние дееспособного суб-та.

1) акт поведение выражающийся либо в действии либо в бездействии. Не могут считаться правонарушением мысли не выраженные в деянии, не считаются также правонарушением кач-ва личности, родств. связи.

2) правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия зависящие от воли участников осущ-емые ими добровольно.

Злоупотребление правом – этот термин в его буквальном значение означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный суб-т обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит опред. вред правам др. лиц либо общ-ву вцелом. Злоупотребление правом хар-ся след. признаками – это наличие у суб-та субъект. прав; действие по реализации этих субъективных прав; использование своих субъект. прав в противоречие их соц. значению или причинением своими действиями ущерба общ. либо личным интересам; Отсудствие нарушения конкретных юр. запретов либо обяз-тей; установление фактов злоупотребления компетентным правоприменительным органом, наступление юр последствий.

В общем виде не допустимость злоупотребления правом закреплена в 10 ГК.

Признание недействительности последствий злоупотребления правом.

Объективно-противоправное деяние сюда относят противоправное деяние недееспособных лиц, либо без виновные деяния. Они не яв-ся правонарушениями но таковыми они не яв-ся поскольку здесь отсудствуют такие важные признаки правонарушения, либо вина. За совершение объективно противоправного деяния применяются меры медицинского либо воспитательного хар-ра. Виды правомерного поведения: По субъектам права - действия (бездействие) физических, юридических лиц, государства и т.д.; По объективной стороне - действия (бездействие); По отношению законодателя к правомерному поведению - желательное, допускаемое, необходимое; По направленности воли - юридические поступки, юридические акты; По характеру мотивации - принципиальное (предопределенное внутренним убеждением в необходимости поступать правомерно), привычное (предопределенное привычкой осуществлять данное правовое предписание), конформистское (предопределенное стремлением поступать так, как поступают другие люди),маргинальное (предопределенное страхом применения санкций за неправомерное поведение), интуитивное (предопределенное правовой интуицией).

23. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. СОСТАВ И ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Правонарушение – это юр. и соц. антипот правомерного поведения, соотв. соц. и юр. признаки у них противоположны.

Правонарушение – это общ. опасное, виновное, противоправное деяние дееспособного суб-та.

1) акт поведение выражающийся либо в действии либо в бездействии. Не могут считаться правонарушением мысли не выраженные в деянии, не считаются также правонарушением кач-ва личности, родств. связи.

2) правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия зависящие от воли участников осущ-емые ими добровольно.

Не яв-ся правонарушениеями поведение не контролируемое сознанием, поэтому правонарушениями яв-ся варианты поведения присущие только дееспособным, деликтоспособным суб-там.

3) правонарушением признается деяние совершая которое индивид понимает, что действует противоправно, поскольку своим поступком наносит ущерб общ. интересам. Это действие бездействие противоправно нарушающее требования юр. норм, либо это нарушение запретов, либо это не выполнение обяз-тей. Отсудствием хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассм. деяние как правонарушение.

Субъектом правоотношения может быть дееспособное физ. лицо либо ор-ция обладающая статусом.

Объектом правонарушения яв-ся то на что направленно – т.е. ценности и блага кот. нанесен ущерб. Это жизнь, собственность, здоровье и тд.

Объективная сторона правонарушения – это внешне выраж. деяние, его общ. вредные последствия и причинно следственная связь между ними. Субъективная сторона правонарушения сопряжена прежде всего с понятием вины, степень вины определяется через предвидение либо не предвидение виновных последствий своего деяния и отношением суб-та к самому деянию и его последствиям.

Формы вины по хар-ру и степени общ. опасности все правонарушения подразделяются на: преступления и проступки. 1. Преступление – это общ. опвсное угол. наказуемое деяние. Общ. опасность это нарушаются наиболее существенные интересы гос-ва и личности. Тогда как проступки и вред причиненный ими не достигает уровня общ. опасности. Также есть гр. прав. деликты кот. в отличии от преступлений и адм. проступков не имеют таких четко закрепленных дефиниций как в угол. и адм. праве. 2. Гр. прав. деликты представляют собой противоправные деяния наносящих вред урегулир. нормами права общ. отношений имущественных и связ. с ними личных не имущественных отношений за совершение кот. предпологается гр. прав. отв-ть в различных формах. 3. Дисциплинарные проступки под кот. понимается противоправное виновное не исполнение работником своих труд. обяз-тей, нарушающие правила внутреннего труд. распорядка.

24. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ. ОБЪЕКТИВНО-ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЯНИЕ.

Это виды правового поведения. Злоупотребление правом – этот термин в его буквальном значение означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный суб-т обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит опред. вред правам др. лиц либо общ-ву вцелом. Злоупотребление правом хар-ся след. признаками – это наличие у суб-та субъект. прав; действие по реализации этих субъективных прав; использование своих субъект. прав в противоречие их соц. значению или причинением своими действиями ущерба общ. либо личным интересам; Отсудствие нарушения конкретных юр. запретов либо обяз-тей; установление фактов злоупотребления компетентным правоприменительным органом, наступление юр последствий. В общем виде не допустимость злоупотребления правом закреплена в 10 ГК. Признание недействительности последствий злоупотребления правом. Объективно-противоправное деяние сюда относят противоправное деяние недееспособных лиц, либо без виновные деяния. Они не яв-ся правонарушениями но таковыми они не яв-ся поскольку здесь отсудствуют такие важные признаки правонарушения, либо вина. За совершение объективно противоправного деяния применяются меры медицинского либо воспитательного хар-ра.

Кроме злоупотребления и объект. протвоправного видами правого поведения яв-ся правомерное поведение и правонарушение.

25. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Если норма права - статическое состояние правового регулирования, то правоотношения - динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и помогает уяснить, каким образом право воздействует на поведение. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юр нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двусторонюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходимо воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъектные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Структура правоотношения: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).

Классификация правовых отноше­ний осуществляется по различным основаниям. 1. По отраслевому признаку: конституци­онные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных обла­стей общественных отношений. 2. По характеру содержания: общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общере­гулятивные правоотношения появляются у субъектов непосред­ственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные правоотношения вызыва­ются к жизни нормами права и юридическими фактами (событи­ями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора меж­ду сторонами. Охранительные правоотношения появляются на ос­нове охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юр. ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы. 3. По степени определенности сторон пра­воотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе сторо­ны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторо­на, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязан­ность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права). 4. По характеру обязанности: активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определен­ных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязан­ность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

26. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою право и дееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) ЛБГ; 4) иностранцы. ЛБГ и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п. К коллективным субъектам относятся: 1) Гр-во в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами Федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина). Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

27. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. СДЕЛКОСПОСОБНОСТЬ. ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ. ПРАВОВОЙ СТАТУС.

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою право и дееспособность. Правосубъектность - способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина). Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Деликтоспособность -способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. Сделкоспособность – способность самостоятельно совершать сделки. Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:

правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей. Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т.д.

28. ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ИХ ВИДЫ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Объект правоотношения — это то, на что направлены права в обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Виды объектов: 1.Материальные блага. 2.Не материальные личные блага (пра­во на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.). 3.Действия субъекта (работа, услуги и т. п.). Например, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения (ГК РФ). 4.Продукт творчества (например, объект авторского права — созданное автором произведение). 5.ценные бумаги. Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны.и яв-ся благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым гос-вом. Например, по жилищному зак-ву для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания. В соот­в. с Конституции РФ каждый вправе иметь иму­щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжать­ся им единолично или совместно с другими лицами. Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права соб­ственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследо­вания, страхования и т. д. При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответству­ющих объектов компетентные органы принимают индивидуаль­ные решения в рамках охранительных правоотношений. Напри­мер, решение о возврате собственнику похищенной у него вещи или о взыскании ее стоимости.

29. ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Структура субъект, права и юр. обяз-ти. Субъективное право - это предусм. законом мера возможного или дозволенного поведения лица. Юр. обяз-ть - это предусмотренная законом мера должного или требуемого поведения субъекта правоотношения. Структура субъективного права: 1.Право на собственные действия, возможность положительного поведения самого управомоченного. 2.Возможность требования соотв. поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия. 3.Возможность прибегнуть к гос. принуждению в случае не исполнения субъектом своей обяз-ти (правопритязание). 4.Возможность пользоваться на основе равного блага. Структура юр. обяз-ти: 1.Необходимость совершить опред. действия, либо воздержаться от них. 2.Необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращение к нему законных требований управомоченного. 3.Необходимость нести юр. отв-ть за неисполнение этих требований.

4.Необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом в отношение кот. они имеют право.

Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соотв. с решениями правоприменительных органов. Для возникновения и осуществления правоотношений совсем не обязательно одновременное наличие всех перечисленных оснований. Правоотношение - это всегда связь между лицами через реальные, фактически существующие, наличные права и обязанности, фиксирующие строго определенную меру поведения лиц, все возможные для данных субъектов права и обязанности (например, для рабочего или служащего - участника трудового договора - все права и обязанности в области трудового права) и приводит к конструкции правоотношения как «модели» (условной модели поведения), для фактического дальнейшего воплощения этой модели в жизнь. Вместе с тем следует учитывать, что права и обязанности в правоотношении как динамическом явлении могут находиться в развитии. Как уже было сказано выше, правоотношение возникает на основе норм права, в виде синтеза фактического (общественных отношений) и юридического (норм права) составов. В результате правоотношение приобретает по своему содержанию двойственный характер: фактическое и юридическое содержание. Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица. Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности. Фактическое содержание правоотношения - это сами действия, в которых реализуются права и обязанности сторон. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Юридическое содержание богаче фактического, поскольку включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

30. ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Правосознание – это сов-ть представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и прав. явлениям в общ. жизни осознание прав. действительности, ее восприятие в мыслительных и чувственных образах.

Признаки правосознания:

1) яв-ся одной из форм общ. сознания – это высшая свойственная чел-ку формы отражения объект. действительности, способа его отражения ми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: