ОТ МУДРЕЦА СЛЫШУ:
Кто хочет оставаться честным,
тот должен покинуть двор.
Я живу в Германии. В городе, на весь мир известном своими зоомузыкантами.
Это город самодостаточных сытых людей, которых мировые проблемы если и интересуют, то после ужина.
Своеобразный мир, своеобразный народ.
А на Брамсштрассе живет Изабелла Гомолевская, обаятельнейшая длинноногая полька, свободно владеющая немецким, английским, прилично русским. Совсем еще молодая. Изабелла держит посредническое брачное бюро, и дела ее процветают. Она помогает русским женщинам наладить личную жизнь в Германии, и всякий раз искренне счастлива, когда это ей удается.
Так случилось, что я сыграл роль сватьи в судьбе Татьяны Р.
О Тане я знал все. Непутевость ее жизни, неприспособленность, неумение вести свои дела. Ее легко уговорить или обмануть, одно удовольствие. Она добрая и смешливая. Был какой-то брак с бородатым математиком, злым и деспотичным. Родилась Настя, но распался союз сердец, которого не было. Безденежье. Неинтересная работа. Какие-то мужики. Несколько приятельниц, с которыми можно поплакаться и выпить на кухне. Сестра, мама.
|
|
Когда-то мы вместе работали. Изредка я встречался с ней, в чем-то помогал.
Однажды, разговаривая с Изабеллой, я попросил ее «крутнуть рулетку» для Тани. А месяца через полтора нашелся Вернер – длинный, невозмутимый. Обмены фотографиями по схеме (Таня высокая, хорошо сложена, чернобровая, черноокая, ямочки на щеках). Анкетные сведения о характерах, желательных и нежелательных чертах. Совпадают. Время и место знакомства установлено. Приглашение. Консульство.
И Таня прилетает в Германию. Ее ждет в аэропорту новенький «Фольксваген» с Вернером и счастливое путешествие... в полном молчании: стороны-то не могут общаться! Вернер с нежностью смотрит на Настю, гладит по руке Таню. Вечер в молчании, постель в молчании (Сколько раз я говорил этой дурехе, чтоб выучила полсотни слов и фраз! Как же, выучила...)
Вернер – образцовый клерк, всю жизнь в одной сберкассе.
Утром совместный чай, и Вернер уходит на работу. (Он вообще образцовый человек – аскет, не курит, не пьет, по утрам бегает, подолгу возится с тренажером.)
А Таня знакомится с новым своим «вонунгом». Ее дом – точная журнальная копия в трех этажах. Камин, стилизованная мебель, зимний сад в каких-то кудельках с мириадами маленьких лампочек на деревьях, с подвесными цветами и кухонной автоматикой.
Но... холодильник в соответствии с аскезой Вернера пуст. Как-то не предусмотрел. Весь день в ожидании суженого. Нашла картофель, отварила. Поработала с могучим пылесосом (он еще и влажность делает!). Молчаливый ужин. Вернер смотрит футбол. Постель.
|
|
Недели через три Вернер сообщил Изабелле, что он еще ничего не решил, что не исключает ее отъезд домой. Изабелла обзванивает общих знакомых, эмоциональные обсуждения, почти хоккейный прессинг. И Вернер сдается – он объявляет о браке.
А накануне отъезда нервы сдают у Тани: она решает уехать домой – навсегда.
– Не могу. Торчу в этой клетке без прутьев, а сама давно дома. Пока не объяснила, что мы с Настей ходим голодные, не сообразил. Спохватился. И так на каждом шагу. Непонимание. Невидение – как дальнозоркий и близорукий и оба без очков. Глухота, немота... С языком как-то налаживается, а с душой – ни фига... Не хочу.
И Таня уехала.
Надо было бы сюжет подчинить идее и на этом поставить точку. Но, как часто в жизни, сюжет не подчинился идее.
Бывшая жена Вернера, плоская волевая женщина, владелица конезавода и сама немного лошадь, стерпеть такого не могла: ее бывший вложил столько денег – и напрасно?! Изабелла разрывалась на части. У Вернера началась бессонница, уже неделю он не ходил на массаж и делал зарядку не по полной программе.
Потом он улетел в ее город.
Таня вернулась в Бремен. Венчание проходило в церкви.
Здесь самый раз поговорить о счастье.
Все познается в сравнении.
В счастье нельзя вкладывать пошлый смысл. Например, материальный достаток не имеет отношения к счастью. Зато материальные трудности усиливают тень и темень несчастливости.
Когда и где была счастлива Татьяна Р.? Да, по моему, ни там, ни сям. Вся надежда, что это ощущение появится тогда, когда к ней придет чувство свободы – материальной, личностной, социальной. Если из этой цепочки что-то «недоберет», она так и останется с печалью в уголках глаз. Даст Бог, мир увидит своими глазами. И – главное – мир этот примет Настю – свободного и счастливого человечка. Уже в этом Танино счастье.
Нематериально оно, это счастье.
Но вот аура счастья дает такую волну реальных ощущений и желаний, что его можно буквально пощупать – тому, кому это дано.
Все женщины несчастливы по-своему. И счастливы тоже. Смысл счастливости в обретении гармонии, в преходящем или постоянном ощущении равновесия, стабильности. А гармония – это единение с лесом, с горами, с воздухом, снаружи и внутри себя. Гармония – это жизнь спокойных, надежных, красивых и любящих друг друга людей.
– Конкретно, – скажет суровый читатель, – что вы предлагаете?
Господин суровый читатель, я предлагаю всем быть счастливыми. И всего-то два условия нужны, чтобы реализовать такое предложение:
Первое. Приспособить свои представления о счастье (ведь это не Талмуд, не Коран, не Завет, где менять ничего нельзя) к своей жизни и находить радость в малом.
Второе. Предпочесть древнюю общечеловеческую мудрость «Отдай – найдешь, спрячешь – потеряешь» всем остальным житейским постулатам. Так иль иначе мы все пользуемся этим великим правилом, но хочется больше, больше... Этот Золотой Закон Человечества, гибкий и всеобъемлющий, еще не должен противоречить Морали.
Такое единение и есть счастье.
(с) 2007, Институт соитологии
[1] Синтонность, синтимия – одинаковочувствование, идеальная эмоциональная активность, когда эмоциональная жизнь совпадает по времени и месту.
[2]Брут, как известно, отличался брутальностью. См. главу о рессентименте.
[3] Медея вроде бы и красавица была, но злая отравительница, и брата, и детей своих поубивала, и губы тонкие. Дочерью колхидскому царю приходилась.
[4] Клитемнестра – ревнивая и злая баба времен Трои, аморальная, криминальная, а еще жена Агамемнона-царя.
[5] Медуза – символ воли, жестокости и полнешенького отсутствия красоты и счастья в личной жизни.
[6] Тактильный от tando, taktum (лат.) – трогать, касаться, а все вместе – осязательная чувствительность.
|
|
[7] Лигнин – древесная вата.
[8]Все мое ношу с собой (лат.).
[9] Ящик Пандоры – согласно мифологии, в эту тару, в наказание людям за похищение Прометеем огня, Зевсом были набиты всяческие неприятности. Красавица Пандора, выйдя замуж за брата Прометея, по любопытству или с умыслом открыла этот злополучный ящик, из которого вырвались и посыпались на людей различные несчастья и бедствия. И лишь когда на дне ящика (сосуда) осталась одна только надежда, Зевс разрешил остановить этот поток и закрыть его. Так и бродят, гуляют, разносятся по миру выпущенные Пандорой неприятности и огорчения, причем почему-то мужчины – совершенно несправедливо, разумеется! – связывают их происхождение с женщинами...
[10] Эрнст Кречмер – выдающийся немецкий психиатр и психолог, автор фундаментальных работ по психотерапии, истерии, личностным реакциям и медицинской психологии.
[11]Брут, как известно, был жесточайшим человеком, не считавшим нужным скрывать свои эмоции и аффекты, контролировать их. Отсюда и брутальность – форма и манера взрывного поведения без жалости и души. Это стремление к власти любыми, худшими средствами. Однако Бог (наверное, Бог...) все уравновешивает. Бог «правду знает, да не скоро скажет», у Солженицына. Так вот, носители худших человеческих качеств раньше других уходят из жизни от инсультов, инфарктов: за созданное напряжение, за зло и злодейство платить нужно жизнью. И они платят. Это, конечно, слабое утешение...
[12] Чичисбей – не восточный хан, визирь или владелец несметных стад скота, а... любовник жены. Установленный, опознанный, да это особенно и не скрывающий.