Понятие и общая характеристика конституционного права

В системе права Украины конституционное право явля­ется отраслью, которая закрепляет и регулирует полно­властие народа, правовой статус человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной влас­ти и государства в целом, принципы местного самоуправ­ления.

Специфика конституционного права заключается, во-первых, в том, что оно содержит фундаментальные поло­жения для других отраслей права, во-вторых, в том, что оно имеет особый предмет правового регулирования — обще­ственные отношения, которые возникают между лицом и государством по поводу организации государственной влас­ти и государственного строя в целом. Такие отношения называют конституционно-правовыми.

Виды конституционно-правовых отношений:

— отношения, которые характеризуют государственный
и общественный строй;

— отношения, связанные с определением основ право­
вого статуса лица и его гарантий;


— отношения, которые определяют особенности органи­
зации государственной власти, то есть систему, по­
рядок формирования и компетенцию его органов;

— отношения, которые определяют систему, порядок ор­
ганизации и компетенцию местного самоуправления.

Конституционно-правовые отношения дают возмож­ность определить, отвечает ли Конституция Украины реа­лиям настоящего и как воплощаются нормативные поло­жения Основного Закона в реальную жизнь. Как и любые другие правоотношения, конституционно-правовые отно­шения возникают на основе юридических фактов, а в их структуру входят: объект, субъект и содержание правоот­ношений. Объектами конституционно-правовых отноше­ний выступают разнообразные материальные и нематери­альные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

Содержанием конституционно-правовых отношений вы­ступают субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений. Субъекты конституционно-пра­вовых отношений: народ государства, отдельные физические лица, объединения граждан и трудовые коллективы, юриди­ческие лица, государственные органы, государство в целом, другие государства, их физические и юридические лица.

3.2. Источники и нормы конституционного права

Слово «конституция», как и многие другие юридические термины, пришло к нам из Древнего Рима. В то время та­ким термином обозначали приказы римских императоров. В средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности постановле­ния сеймов Речи Посполитой. Первые конституции в со­временном понимании этого слова были приняты в США (в 1787 г.), Польше и Франции (в 1791 г.).

Конституция — это основной учредительный юридичес­кий акт страны. В современном мире конституция офици­ально или неофициально рассматривается как основной закон государства и общества.

Конституция как источник права имеет следующие специфические юридические свойства:

1) она обладает наивысшим юридическим действием — законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе конституции и должны ей соответствовать;


2) она является основой правовой системы — конститу­
ция является фундаментом национальной правовой систе­
мы, поскольку она содержит принципиальные положения
всех других отраслей права;

3) ей свойственна стабильность — конституция принима­
ется с перспективой применения ее в течение длительного
срока. Неизменность ее положений обеспечивается услож­
ненным порядком внесения изменений (самой стабильной
конституцией в мире является Конституция США, в которую
в течение 220 лет было внесено лишь 27 поправок);

4) она имеет прямое действие норм — каждый может
обратиться с иском в суд для защиты своих прав и свобод
непосредственно на основании норм конституции;

5) для нее характерен особый порядок защиты — опре­
деленные организационные и правовые мероприятия для
обеспечения соблюдения положений конституции не только
гражданами, но и государственными органами. В большин­
стве стран мира существуют органы конституционного конт­
роля в виде конституционного суда (трибунала, совета), ко­
торые должны следить за тем, чтобы создание новых законов
и подзаконных актов не противоречило конституции.

Виды конституций:

1) по форме изложения конституции разделяются на:

а) писаные — единый акт или несколько правовых актов
конституционного характера, перечень которых четко
определен. Большинство конституций в мире — писаные;

б) неписаные — конституции, которые состоят из совокуп­
ности правовых актов, судебных прецедентов и устных
конституционных обычаев. Пример такой конституции —
конституция Великобритании;

2) по способу принятия конституции разделяются на:
а) народные — принимаются народом непосредственно
(референдумом) или представительным органом (парламен­
том); б) октройованные (дарованные) — подаренные монар­
хами народу для того, чтобы предотвратить революцию и
сохранить власть в своих руках;

3) по порядку внесения изменений конституции разде­
ляются на: а) гибкие — изменения в конституции вносят­
ся путем принятия обычных законов (например, так изме­
няется Конституция Индии); б) жесткие — изменения в
конституции вносятся в особом (усложненном) порядке
(например, такой является Конституция США); в) смешан­
ные — часть положений конституции изменяется гибким
путем, часть — жестким;


4) по сроку действия конституции разделяются на: а) по­
стоянные — не имеют ограничений в сроках действия;
б) временные — принимаются на определенный срок, как
правило, в революционные периоды;

5) по форме политического режима государства консти­
туции разделяются на: а) демократические; б) авторитар­
ные; в) тоталитарные;

6) по форме правления государства конституции разде­
ляются на: а) республиканские; б) монархические;

7) по форме территориального устройства государства
конституции разделяются на: а) унитарные; б) федератив­
ные.

Кроме Конституции Украины, источниками конститу­ционного права Украины являются:

— законы, среди которых выделяют обычные (регули­
руют определенные вопросы) и конституционные
(вносят изменения в Конституцию);

— подзаконные акты (указы Президента Украины, по­
становления Кабинета Министров Украины);

— международные договоры, ратифицированные Вер­
ховной Радой Украины;

— акты органов местного самоуправления.

Особым источником конституционного права являются решения Конституционного Суда Украины, которые со­держат официальное толкование Конституции Украины или выводы относительно соответствия Конституции за­конов и подзаконных актов.

Не только конституция как источник права имеет спе­цифические юридические свойства, но и нормы конститу­ционного права в значительной мере отличаются от норм других отраслей права.

Особенности норм конституционного права:

1) особенная форма изложения. Нормы конституции
имеют обобщенный характер, и на основе практически каж­
дой из них может быть создан самостоятельный норматив­
но-правовой акт. Например, с целью конкретизации ст. 40
Конституции Украины, которая закрепляет право петиций,
принят Закон Украины «Об обращениях граждан»;

2) особенное содержание. Нормы конституционного
права имеют не только нормативный, но и политически
программный характер. Они формулируют и закрепляют
стратегические цели общества;

3) особенное построение. Нормы конституционного
права не содержат санкций. Нормы, устанавливающие


юридическую ответственность за нарушения конституци­онных предписаний, отнесены к другим нормативно-право­вым актам.

3.3. История Конституции Украины

Украина является страной с богатой конституционной историей. Традиционно начало конституционного развития нашего государства связывают с периодом казацко-гетман-ского государства XVII—XVIII вв. В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа Орлика — сопровождались заключением договора между гетманом и казацкой радой. Конституция Пилипа Орлика стала первым в истории Украины конституционным актом. Она предусматривала независимость Украины от Московского государства; регу­лярный созыв казацкого парламента; независимый, равный для всех, включая гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Конституция Пилипа Орлика целиком отве­чала европейским тенденциям создания конституционного государства и «образованного правления». К сожалению, из-за потери Украиной автономии этот конституционный акт не был реализован.

В XIX в., в условиях полной потери автономии Украиной и отсутствия конституционного строя в государствах, в ко­торые она входила (Российская империя и империя Габсбур­гов), процесс ее конституционного развития существенно затормозился. Однако выдающиеся политические мысли­тели украинского народа не оставляли попыток разработать конституционные акты для Украины. В частности, три конституционных проекта были разработаны членом Ки-рилло-Мефодиевского братства Георгием Андрузким. Он выдвинул идею постепенного установления конституцион­ной монархии, а впоследствии — и федеративной славянской республики с Украиной в ее составе. Оригинальный консти­туционный проект был разработан политическим деятелем, революционеромМихаиломДрагомановым (1841-1895 гг.). Он предлагал разделить Россию на 20 автономных областей (из них 6 приходилось на Украину), соединенных между собой федеративной связью и наделенных широкими пра­вами местного самоуправления и законодательства.

Возобновление конституционализма в Украине связано с возрождением украинской государственности в 1917-1920 гг. Первостепенное значение имели Универсалы Центральной


Рады. J Универсал (июнь 1917г.) провозгласил автономию Украины в составе России, II Универсал (июль 1917 г.) определял компетенцию украинских политических ор­гановЦентральной Рады, Генерального секретари­ата, а также их взаимодействие с органами государ­ственной власти России. III Универсал (ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народную Республику, а IV Уни­версал (январь 1918 г.) — ее независимость.

29 апреля 1918 г. Центральная Рада приняла Консти­туцию (Статут о государственном строе, правах и волъностях)УНР. Конституция У HP содержала: широ­кий спектр прав и свобод человека и гражданина; постро­ение системы государственных органов по принципу де­ления власти на законодательную, исполнительную и судебную; гарантии прав национальных меньшинств. Конституция не была введена в действие из-за государ­ственного переворота П.Скоропадского.

Директория УНР, которая заменила Скоропадского при власти, главной задачей видела защиту украинской неза­висимости. Она не возобновила действие Конституции УНР 1918 г. и не успела создать собственный конституционный проект. Роль временной конституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украины (28 января 1919 г.), кото­рый отошел от принципа деления власти и принципа юри­дического равенства граждан, закрепленных в прежних конституционных актах Украины. В соответствии с Уни­версалом власть в Украине должна была принадлежать трудовому крестьянству и рабочему классу.

Конституционные акты ЗУ HP (1918—1919 гг.) созда­вались в экстремальных условиях украинско-польской войны. Поэтому они содержали только самые необходимые элементы государственности: название и границы государ­ства; высшие органы государства; принципы избиратель­ного права.

В целом все конституционные акты Украины 1917— 1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впоследствии в Украине утвердился советский тип государственности, и началось формирование социалистического типа права. Для Конституций УССР (1919,1929,1937,1978 гг.) характер­ны: декларативность; отсутствие принципа деления власти; закрепление однопартийной политической системы; прио­ритет интересов государства перед интересами личности. Но важнее всего то, что все эти конституции были фиктив-


ными. В реальности государственные органы и должностные лица руководствовались не конституцией, а документами и устными указаниями партийного руководства.

Началом нового этапа конституционного развития Украины стало провозглашение изменений, внесенных в Конституцию УССР в 1989 г., и принятие Декларации о государственном суверенитете Украины в 1990 г. Из­менилось избирательное право, которое приблизилось к стандартам демократических выборов, была исключена из Конституции статья о руководящей роли КПСС в со­ветском обществе, основан пост Президента Украины, а Совет Министров преобразован в Кабинет Министров во главе с Премьер-министром.

24 августа 1991 г., после неудачного государственного переворота в СССР, был принят Акт провозглашения не­зависимости Украины, поддержанный всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г.

1 июля 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Поста­новление о подготовке новой Конституции Украины. Было разработано несколько проектов, которые всенародно об­суждались и дорабатывались Верховной Радой Украины.

6 июня 1995 г. в связи с обострением политической об­становки в стране как временное мероприятие был подписан Конституционный договор между Президентом и Верхо­вной Радой Украины, который действовал до принятия Верховной Радой действующей Конституции Украины 28 июня 1996 г.

К сожалению, события последних лет, среди которых — по­стоянные конфликты между Президентом Украины и Вер­ховной Радой Украины, свидетельствуют о том, что Кон­ституция Украины была принята в условиях временного компромисса между политическими силами, что обуслови­ло определенные ее недостатки. Компромиссом отмечен и Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины», принятый Верховной Радой 8 декабря 2004 г. и вступивший в силу с 1 января 2006 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: