С древних времен участие общества в осуществлении правосудия обеспечивалось благодаря суду присяжных — суду, в состав которого, кроме профессиональных судей, входили присяжные заседатели. Судьи решают вопрос права (квалификация преступления, мера наказания), присяжные — факта (виноват ли подсудимый, обоснован ли иск). На основании вердикта присяжных судьи выносят приговор, определяют меру наказания или размер имущественной ответственности.
По украинскому законодательству вместе с профессиональными судьями определенные категории дел в местных судах рассматривают народные заседатели, а в апелляционных судах — присяжные.
Список народных заседателей утверждается соответствующим местным советом по представлению председателя местного суда. В список включаются граждане, которые достигли 25-летнего возраста, постоянно проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и дали согласие быть народными заседателями.
Список присяжных по представлению председателя апелляционного суда формируется на основании списков
|
|
избирателей комиссией, состав которой утверждается соответственно Председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым, председателем областного совета, Киевским и Севастопольским городскими председателями. В состав комиссии должны входить уполномоченные представители суда, органов юстиции и соответствующего совета. В список включаются граждане, которые достигли 30-летнего возраста, постоянно проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда.
Списки народных заседателей и присяжных утверждаются сроком на 4 года и пересматриваются каждые 2 года.
8.6. Правовой статус судей
Особый правовой статус судей определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. были внесены существенные изменения.
Судьи — должностные лица судебной власти, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в Конституционном Суде и судах общей юрисдикции.
Судья должен быть беспристрастен и независим от какого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограничения. Судья не вправе:
1) состоять в политической партии или профсоюзе;
2) участвовать в какой-либо политической деятельности
(предвыборная агитация, митинги и т.д.);
3) иметь представительский мандат (например, быть
депутатом местного совета);
4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должнос
ти;
|
|
5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме науч
ной, преподавательской и творческой.
С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к числу которых относятся:
1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или арестован до вынесения судом обвинительного приговора;
2) ответственность за неуважение к суду или судье;
3) обеспечение личной безопасности судей и членов их
семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посягатель
ство на его жизнь караются как преступления;
4) несменяемость судей. Судьи занимают должность
бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда
и судей, впервые назначенных на должность.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Экзамены проводят квалификационные комиссии судей судов общей юрисдикции и Высшая квалификационная комиссия судей Украины. Представление о назначении судей на должность вносит Высший совет юстиции.
Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.
8.7. Конституционный Суд Украины
Все государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной законности в Украине является Конституционный Суд Украины.
Порядок формирования, функционирования и компетенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).
Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматривает конкретных уголовных или гражданских дел, не является апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
Формирование состава Конституционного Суда также отличается от формирования иных судебных органов. Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционного Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тайного голосования избирают Председателя Конституционного Суда (только на один трехгодичный срок).
Полномочия Конституционного Суда Украины:
1)решение вопросов о соответствии Конституции Укра
ины (конституционности): законов и иных правовых актов
Верховной Рады Украины; актов Президента Украины;
актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Вер
ховной Рады Автономной Республики Крым;
2)официальное толкование Конституции Украины и
законов Украины;
3)дача заключения о соответствии Конституции Укра
ины действующих международных договоров Украины или
тех международных договоров, которые вносятся в Верхов
ную Раду Украины для ратификации;
4)дача заключения о соблюдении конституционной про
цедуры расследования и рассмотрения дела о смещении
Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:
|
|
1) по вопросу о конституционности нормативно-право
вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов
Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной
Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Авто
номной Республики Крым;
2) по вопросам соответствия Конституции Украины меж
дународных договоров — Президент и Кабинет Министров
Украины;
3) по вопросу о конституционности процедуры импич
мента — Верховная Рада Украины;
4) по вопросу об официальном толковании Конституции
и законов Украины — неограниченный круг субъектов, в
том числе — граждане Украины, иностранные граждане и
подданные, лица без гражданства, юридические лица.
Конституционный Суд Украины постановляет решения, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.
Законы и иные правовые акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу.
Законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.