Правоведение. Ответы на вопросы к зачёту

1. Понятие государство. Признаки государства.

Государство – это особая политическая организация, обладающая суверенитетом, аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Признаки:

1) Наличие публичной власти.

Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (армия, полиция, силовые структуры) и управления (органы законодательной и исполнительной власти).

2) Административно-территориальная организация населения страны.

Смысл этого признака заключается в наилучшей оптимальной организации государственной властью управления на занимаемой территории.

3) Государственный суверенитет.

Это независимость государственной власти от всякой иной власти политической и идеологической, как внутри страны, так и за её пределами.

Государственный суверенитет имеет 2 структуры:

Внутренняя сторона – исключительное монопольное право государства на законодательство, управление и юрисдикцию (реализация законов).

Внешняя сторона – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательств из вне, кроме ограниченного количества случаев, предусмотренных международным правом.

4) Сбор налогов с населения.

2. Функции государства.

Это основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальные назначения государственного управления обществом. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. В свою очередь внутренние функции государства делятся на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции:

1) Защита прав и свобод граждан (если это демократическое государство);

2) Соблюдение режима законности и правопорядка;

3) Охрана окружающей среды.

Регулятивные функции:

1) Экономическая функция – она может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями;

2) Социальная – она выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог и жилья;

3) Функция финансового контроля. Она представляет собой выявление и учёт доходов населения, направление на государственный бюджет.

Внешние функции государства:

1) Внешне политическая деятельность государства на современной международной арене;

2) Оборона страны от внешнего нападения.

3.Соотношение государства и общества.

В отличие от государства, которое является организацией, машиной политической власти, общество – это объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни. Общество является как бы органикой государства, так как состоит из людей, социальных групп, классов и так далее.

В отличие от государства, которое можно создать и разрушить сравнительно быстро, общественный институт нельзя создать в одночасье, ибо общественная психология людей, их традиции, привычки меняются сравнительно медленно. Государство может быть новым, общественная психология людей во многом останется старой. Поэтому для образования общества требуется 10-летия и даже 100-летия.

Все процессы, включая правовые, формируются в обществе а государство закрепляет эти процессы.

4. Соотношение государства и права.

Существуют различные подходы, теории при рассмотрении этого вопроса:

1) Либеральная позиция.

Сторонники этой позиции считают, что выше права ничего нет. Право было всегда, даже в первобытном обществе, но в более архаичных формах.

2) Государственная (консервативная) позиция.

Сторонники считают, что сначала возникло государство, а потом оно сформировало правовую систему.

3) Классовая (марксистская) позиция.

Сторонники исходят из того, что нет права без государства, и нет государства без права. То есть государство и право – одновременны.

5. Формы государства.

Форма государства как совокупность его внешних признаков существует. Выражаясь библейским языком, в 3-х ипостасях: в форме правления, в форме государственного устройства и в виде политического режима.

Формы государственного правления подразделяют на:

1) Монархии;

2) Республики.

Монархия – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу – монарху, получившему власть в порядке престолонаследия.

Монархии бывают абсолютные и ограниченные:

абсолютные монархии – власть монарха ничем не ограничена; (Саудовская Аравия, Катар, Оман)

ограниченные монархии – подразделяются на дуалистические (двойственные) и парламентские (конституционные).

Дуалистические монархии возникают в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия ещё не в силах взять полноту политической власти в свои руки. (Иордания, Кувейт, Марокко).

В парламентской монархии король царствует, но не правит.(Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония и ряд других государств).

Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Вместе с тем существует независимое правосудие и местное самоуправление.

Республики бывают: парламентские, президентские (супер президентские) и республики смешанного типа.

В парламентской республике главой государства является президент, но его роль в формировании правительства как и в управлении страной несёт чисто номинальный характер. Обычно, фигуру президента определяет парламент.

Признаки такой республики:

1) Верховенство власти парламента;

2) Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах;

3) Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность;

4) Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства;

5) Парламент может вывести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что ведёт за собой отставку правительства.

Парламентские республики были в Италии, Германии, Австрии, Финляндии, Израиле, и тд.

Президентская республика – высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1) Президент назначает правительство, которое ответственно перед ним;

2) Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства;

3) Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегии выборщиков;

4) Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;

5) Президент является верховным главнокомандующим.

Такие республики в США, Колумбии, Бразилии, Мексике и ряде других государств.

Супер президентская республика – президент избирается пожизненно. Отсюда отсутствует механизм импичмента президента, то есть отстранения его от власти.

Существуют республики смешанного типа, то есть сочетающие в себе черты парламентской и президентской. (Франция, Украина и так далее)

Формы государственного устройства.

Государства подразделяются на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарное государство отличается абсолютной политической цельностью. Такое государство неделимо, его отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства органа государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.

Федерация – соединённое союзное государство, представляющее собой союз государственных образований. Бывают территориальные и национальные федерации.

Территориальная федерация и её признаки:

1) государственные образования, составляющие данный вид федерации не являются суверенными образованиями;

2) субъекты лишены конституции, права прямого представительства в международных отношениях;

3) установлен запрет одностороннего выхода из союза;

4) управление вооружёнными силами осуществляется федеральными органами.

(США, Германия, Мексика)

Национальная федерация и её признаки:

1) субъекты – национально-государственные образования;

2) субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

3) гарантирование суверенитета больших и малых наций;

4) утверждение права нации на самоопределение.

(Чистая национальная федерация – Индия)

Конфедерация – государственный союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Нужно отметить, что конфедерации – объединения сравнительно не прочные. Они могут трансформироваться в более прочное объединение – федерацию или распадаться на отдельные унитарные государства.

Конфедерации могут создаваться на государственном (Швейцария) и межгосударственном (СНГ, ЕС) уровне.

По политическому режиму государства делятся на демократические и антидемократические.

6. Механизм (аппарат) государства.

Это система органов учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Аппарат государства представляет собой единый организм. В тоже время, для него характерна расчленённость на органы, блоки, подсистемы и, даже, на самостоятельные власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Основными правовыми формами деятельности механизма государства является правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность.

Государственный орган – составная часть механизмов государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферы общественной жизни и тесно взаимодействует с другими органами государственного механизма.

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям: наиболее существенное значение играет их деление на исполнительные, представительные и судебные (правоохранительные) органы.

Система органов власти и управления ивановской области.

Высшим законодательным органом ивановской области является ивановская областная государственная дума.

Высшим исполнительным органом – правительство ивановской области.

К государственным органам так же относятся органы федерального подчинения (органы юстиций, МВД, МЧС, федеральной налоговой службы, федеральной службы занятости).

Органы местного самоуправления:

В городе Иваново высшим представительным органом муниципального уровня является ивановская городская дума.

Высшим муниципальным исполнительным органом – администрация города Иваново.

К муниципальным органам города Иваново относятся также администрации районов сельских и поселковых поселений.

7. Понятие. Признаки правового государства.

Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране или государстве, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует в строго определённых законом границах, обеспечивает социальную и правовую защиту своих граждан.

Признаки:

1) Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни.

2) Взаимная ответственность государства и личности. Это означает, что государство и личность рассматриваются как равновеликие субъекты с точки зрения общественного долга. «Всё, что не запрещено индивиду, ему дозволено; всё, что не дозволено власти – ей запрещено».

3) Реальная гарантированность прав и свобод личности.

4) Разделение властей на законодательную исполнительную и судебную. Они должны взаимодействовать друг с другом, в то же время независимы друг от друга.

Основы правового государства:

1) Экономической основой правового государства являются определённые производственные отношения. Базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности. Свободном предпринимательстве. Борьбе с экономическим монополизмом.

2) Социальную основу правового государства составляет создание в обществе условий необходимых для реализации каждым гражданином своих творческих и трудовых возможностей обеспечения личных прав и свобод человека.

3) Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа и нации, населяющей определённую страну.

8. Социальная норма. Виды социальных норм.

Применительно к общественным отношениям нормы обретают социальный характер, они становятся образцами, правилами поведения. Которые регулируют отношения между людьми.

Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:

Они устанавливают образцы в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом, то есть они указывают какими должны или могут быть человеческие поступки.

Социальные нормы являются правилами поведения общего характера – это значит, что требования этих норм рассчитаны не на отдельного человека, как например индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе. Более того они действуют постоянно, непрерывно в отношении всех случаев, которые предусмотрены правилами.

Социальные нормы устанавливают постоянные общие критерии с которыми должно соотноситься поведение людей.

Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения, призванные упорядочить общественные отношения и согласовать интересы людей. Требования этих норм охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости – государственно властным принуждением.

Виды социальных норм.

Классификация социальных норм идёт по 3-м основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют на:

1) нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством.

2) нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями.

3) нормы обычаев – правила поведения сложившиеся результате длительного повторения людьми определённых действий, в результате чего, закрепившихся как устойчивые нормы.

4) нормы традиции – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщённые правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев.

5) политические нормы – общие правила поведения, регулирующие отношения между классами и социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти способом организации и деятельности государства.

6) Экономические нормы – представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

7) Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - представляют собой правила поведения регулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами.

2. По способу образования:

1) Стихийно образованные – нормы морали, традиции, обычаев.

2) нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей – нормы права.

3. По способу закрепления:

1) Письменные нормы.

2) Устные нормы.

Правовые требует обязательной письменной формы с этим они приобретают обязательный характер и государственную защиту.

9. Понятие права и его признаки.

Право – система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государствами и обеспеченных принудительной силой.

Признаки права:

1) Общая обязательность – право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения страны. Именно через общую обязательность социальные нормы вносят единые устойчивые начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения (корпоративные нормы) и необязательны быть относительно, например, моральные нормы.

2) Формальная определённость – указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощённую в правовых актах. Именно юридические нормы способны точно в деталях передать требования, предъявляемые к поведению людей.

3) Обеспеченность исполнения принудительно силами государства.

4) Многократность применения – юридические нормы обладают определённой неисчерпаемостью. Их применение рассчитано на неограниченное количество случаев. Наиболее ярким примером является американская конституция 1787 года.

5) Справедливость содержания юридических норм – выражает общую и индивидуальную волю граждан утверждать господство принципов справедливости в обществе.

Римляне говорили так: «Право есть искусство добра и справедливости».

10. Соотношение морали и права.

Право и мораль имеют как общие, так и отличительные черты.

Общие:

1) Они от одного и того же общественного явления единой системы социальных норм.

2) Имеют нормативные содержания, в силу чего регулируют поведение людей в обществе.

3) Основаны на общности социально экономических интересов и культуры общества.

Отличительные:

1) Время возникновения. Мораль исторически возникла за долго до права и государства.

2) По способу образования. Нормы морали формируются общностью на основе нравственных представлений людей. Правовые норм устанавливаются государством, а после вступления в силу в виде правовых актов, содержащих в себе норму права, они сразу же становятся общеобязательными для всех лиц находящихся в зоне их действия.

3) По форме и источнику воображения. Моральные нормы не закрепляются, они содержаться в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Правовые нормы содержаться в официальных государственных актах, в законах, указах, которые являются единственным местом из пребывания.

4) По степени детализации требования. Нормы морали носят достаточно расплывчатый характер, они представляют собой обобщённые права, например «не убий». Правовые же нормы имеют строго определённое юридическое содержание и являются более детализированными правилами поведения, например статья из УК «убийство».

5) По способу ораны от нарушений. Осуществление требований морали не нуждается в государственно властном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями человека. Обеспечение же правовых норм нередко требует применения мер юридической ответственности правонарушителя.

Влияние морали на правотворческую и правоприменительную деятельность: Не всё, что морально осуждается, подлежит юридическому расследованию. Но люди оправдывают поступки и нарушение «мёртворождённых» законов.

11. Основные источники права.

В юридической науке источник права – специальный правовой термин, который обозначает способ, внешнюю форму, воплощение и заключение норм правовых. Иными словами источник права – официально действующие государственные документы, в которых закрепляются правовые нормы (законы, указы, постановления).

Правотворческая деятельность – форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которых устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Правотворческая деятельность осуществляется тремя способами:

1) Путём признания государства законными правилами поведения, которые сложились в виде обычаев, либо выработаны негосударственными организациями. В основе гражданского кодекса лежат обычаи делового оборота, то есть сложившаяся в мире практика предпринимательской и коммерческой деятельности.

2) Путём установления правовых норм полномочными государственными органами, например, принятие закона о федеральном бюджете на определённый срок.

3) Путём непосредственного правотворчества народа, проводимое в форме всенародного голосования. Так в результате референдума 12 декабря 1933 года был решён вопрос о принятии новой конституции РФ (5-я конституция).

Основные источники права:

1. Правовой обычай – мусульманская или религиозная правовая система.

2. Юридический прецедент – англо-саксонская правовая система.

3. Нормативно правовой акт – романо-германская правовая система, к которой примыкает и Россия.

Правовой обычай – санкционированное государством (признанный законным) правило поведения, которое сложилось результате длительного повторения людьми определённых действий, в результате чего закрепилась как устойчивая норма. Следует отметить, что государство закрепляет не все обычаи, а только те, которые отвечают интересам общества на определённом этапе его развития.

Правовой обычай был исторически первым наиболее древним источником права. В настоящее время он в значительной мере утратил своё значение и сохранился лишь в ряде мусульманских стран, где правовая система основана на законах Шариата (Карана).

В российском праве единственная отрасль, которая базируется на правовом обычае –«обычай делового оборота» - это гражданское право.

Правовой обычай также является основным источником международного права. Так называемые консульские уставы.

Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придаёт общеобязательные значения, иными словами это следование не общему правилу, установленному нормой права, а норма сформировалась в результате практик разрешения аналогичных дел. Подобная система сложилась в Англии в период с XVII по XIX век. Сначала рассматриваемые дела публиковали в специальных ежегодниках, а с 1870 года издаются судебные отчёты. Суть этой системы раскрывают слова английского правоведа, профессора Гуд Херда: «Английский судья – раб прошлого и деспот будущего».

Нормативно-правовой акт – изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, иными словами, нормативно-правовой акт – официальный акт правотворчества, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативно-правовые акты обладают следующими отличительными признаками:

1) Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы права, поэтому необходимо отличать его от индивидуального акта применения права, например, приговор, который рассчитан на разовое применении.

2) Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты:

а) название акта: закон, постановление, указ;

б) наименование органа, принявшего акт: президент, правительство.

3) Юридические нормы группируются в нормативно правовых актах по определённым структурным преобразованиям, разделам, главам, статьям. Следует иметь в виду, что норма права и статья нормативного правового акта не тождественны. Норма акта – это логически завершённое правило поведения, установленное государством и обеспеченное его принудительной силой; а статья – это форма воплощения, способ изложения правовой нормы, поэтому в статье закона может содержаться вся норма, часть норм, и, даже, часть её элементов. Поэтому норма акта может излагаться в ряде статей или даже в ряде нескольких отраслей права (например норма называется право собственности, но регулируется одновременно конституционным и гражданским кодексами).

12. нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов.

Классификация нормативно-правовых актов идёт по юридической силе из субъектов государственного правотворчества.

Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт. Устанавливает отношение одного акта с другим и прямо указывает на иерархию, верховенство или подчинённость нормативно-правовых актов. Где высшей государственной силой обладают законы. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

1) Никто, кроме органов государственной власти не в праве принимать или менять законы.

2) Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с основным законом конституции. Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведёт к соответствию с законом или отменён.

3) Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме уполномоченного на то органа законодательной власти. Например, если конституционный суд признает закон принятый парламентом не конституционным, то может отменить его только сам законодательный орган.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконны акты.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению и, прежде всего, по юридической силе делятся на:

1) Основные – конституция.

2) Обыкновенные.

Конституция обладает рядом особенностей:

1) В отличие от других законодательных актов имеет основополагающий характер, она закрепляет основы общественно экономического строя государства.

2) конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, характеризуется стабильностью.

3) Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.

4) Конституция в отличие от текущего законодательства характеризуется стабильностью.

Дополнение к конституции в целях расширения целевого поля её действия принимаются федеральные конституционные законы, которые равны конституции по юридической силе.

Обыкновенные законы по своей структуре подразделяются на текущие и кодифицированные.

Кодекс – единый нормативно-правовой акт законодательства. Каждый кодекс – это как бы самостоятельно развитое юридическое хозяйство, в котором должно быть всё для юридического регулирования определённой группы общественных отношений.

Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов – общей и особенной части:

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые делают характер и содержание непосредственно действующих норм особенной масти кодекса.

Законы также принимает парламент субъекта федерации. Национальные регионы имеют свои конституции.

Подзаконные акты – акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определённым общественным отношениям. Существуют следующие виды:

1) общие подзаконные акты:

а) указы президента;

б) постановления правительства;

2) местные подзаконные акты – их издают органы представительно и исполнительно власти на местах;

3) ведомственные подзаконные акты – они являются разновидностью акта общего действия, которые распространяются лишь на узкую ограниченную сферу общественных отношений (банковский, транспортный, правоохранительный и так далее).

13. Действие нормативно-правового акта.

Действие нормативно-правового акта идёт во времени, пространстве, по предмету, по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени начинается с момента обретения им юридической или законной силы. Следует иметь в виду, что начало действия нормативно-правового акта во времени может не совпадать с моментом принятия или это могут быть разные даты (Трудовой кодекс был принят в конце 2001 года, а вступил в силу с февраля 2002).

Окончание действия нормативно-правового акта во времени связано с утратой им юридической силы:

1-ый вариант – окончание срока действия;

2-ой вариант – замена одного акта, другим, регулирующим туже группу общественных отношений;

3-ий вариант – закон отменяют.

Действия нормативно-правового акта в пространстве:

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве отчерчено территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, недра, водные пространства (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство(воздушные и морские суда, гражданские и военные где бы они не находились - это территория государства), космические национальные объекты, посольства представительства государства в других странах.

Федеральное законодательство – общие и ведомственные подзаконные акты действуют на территории всего государства. Что касается местного законодательства и местных подзаконных актов – они действуют на ограниченной территории.

Действие нормативно-правовых актов по предмету:

Граница действия нормативно-правового акта по предмету ограничена кругом общественных отношений которые подвергаются правовой регламентации. Конституция регулирует все правовые отношения в государстве и касается всех лиц. Что же касается отраслевых нормативно-правовых актов – они регулируют каждый свою группу общественных отношений и касаются конкретных лиц, например трудовое право: предмет – трудовые и иные непосредственно связанные с ним отношения. Гражданское право регулирует имущественные и личные отношения. Административное право – отношения, лежащие в плоскости взаимодействия с органами исполнительной власти, управленческие.

Действие нормативно-правового акта по лицам:

По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, которые находятся в зоне его действия, но в любом праве есть исключения.

В конституционном праве иностранные граждане и лица без гражданства (апартеиды) не имеют права избирать или быть избранными на высшие государственные должности.

В гражданском праве та же категория лиц не имеет не имеет права заниматься определённым и видами предпринимательской деятельности: страховой, охранной и сыскной.

Уголовные законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства, где бы они не находились.

14. Правовая норма и её структура.

Юридическая норма является как бы первичной клеточкой система права определённого государства, она обладает всеми признаками свойственными любой социальной норме. Обладает всеми признаками свойственной любой социальной норме имеющий ряд особенностей:

1) Правовая норма устанавливается или санкционируется (признаётся законно) государством.

2) Норма права является общеобязательным правилом поведения для всех людей живущих в обществе.

3) Юридическая норма предоставляет собой чётко выраженное детализированное правило поведения.

4) Правовая норма предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав интересов субъектов. В то же время она обязывает совершать или не совершать определённые действия, ограничивая тем самым произвол вседозволенности.

5) Осуществление юридические нормы при необходимости обеспечивать мерами государственного принуждения.

Структура правовой нормы.

Она состоит из 3-х элементов:

1) Гипотеза (предположение). Этот элемент правовой нормы указывает на условия при которых эта норма вступает в действие. Иными словами, она указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие.

2) Диспозиция (распоряжение). Этот элемент составляет сердцевину правовой нормы и указывает на само правило поведения. Права и обязанности участников предусмотрены гипотезой данной нормы.

3) Санкция (взыскание). Этот элемент правовой нормы определяет меру государственного взыскания к нарушению прав и обязанностей (при особых условиях это может быть и поощрение).

15. Виды норм права.

При рассмотрении видов юридических норм рассматривается одно и тоже явление правовая норма, но различным основаниям и с различных позиций.

1. По функциям права:

1) Регулятивные нормы. Они устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъекта, условия их возникновения и действия, например Норма закрепляющая порядок заключения брака.

2) Охранительные нормы. Они определяют нормы условия применения к субъекту мер государственного принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма УК статья 129 об ответственности за клевету.

2. По отраслям права:

1)Конституционного.

2) Административного.

3) Трудового.

4) Гражданского.

5) Уголовного.

И других отраслей права.

3. По характеру содержащихся в юридических нормах правил поведения:

1) Обязывающие нормы. Они устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия, например, платить за проезд – исполнять гражданско-правовые обычаи.

2) Управомочивающие нормы. Они предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов, например, получать стипендию, если она положена, или подавать иск в суд, если право нарушено.

3) Запрещающие нормы. Устанавливают запрет совершать недозволенные действия, например грабить, убивать и так далее.

4. По степени определённости изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно правовых актов.

1) Абсолютно определённые нормы. Они с абсолютной точностью определяют условия своего действия, при этом уточнения данного вида нормы не допускается, например, уголовно-процессуальный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменён:

а) при незаконном составе суда;

б) при нарушении тайны совещания судей;

в) при не подписании приговора одним из судей.

2) Относительно определённые норм. Они дают возможность правоприменительным органам решать дело с учётом конкретных обстоятельств. К ним относятся большинство санкций уголовного права, определяющих верхний и нижний предел наказания, например срок наказания от 5 до 15 лет.

3) Альтернативные нормы. Они предусматривают несколько вариантов условия их действия, например статья 115 УК РФ «Причинение лёгкого вреда здоровью» показывается штрафом в размере от 50 до 100 мрот (минимальный размер оплаты труда) или в размере заработной платы или иного дохода осудённого за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года, либо арестом на срок от 2 до 4-х месяцев.

5. По юридической силе нормативно-правовых актов:

1) нормы законов;

2) нормы подзаконных актов.

6. По специализации норм права:

1) Закрепительные нормы. Они в общем виде выражают определённые элементы регулируемых общественных отношений, например норма общей части УК, устанавливающая единые признаки преступления и наказания.

2) Дефинитивные нормы. Они содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий, например, понятие «Преступления» уголовное право, понятие «сделки» право собственности гражданским правом.

3) Нормы, принципы. Они устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определённой системы юридических норм., например, принципы уголовного права, задачи гражданского права.

7. По предметам действия норм:

1) Общие.

2) Специальные.

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определённого государства.

Специальные нормы действуют только в отношении определённой категории лиц, например военнослужащих, заключённых.

8. По способу установления правила поведения:

1) императивные нормы. Они не допускают никаких отступлений от установленного правила поведения и носят властный, авторитарный характер. Суть этой нормы – запрещено всё, кроме пряморазрешённого.

Специальные нормы действуют только в отношении.

2) Диспозитивные нормы (автономные нормы). Они предоставляют субъектам возможность самим определить конкретное содержание своих прав и обязанностей. «разрешено всё.

Например, если не установили своим иных условий своего поведения, например нормы статьи 331 исполнение обязательства по частям даёт возможность действия согласно этой статье.

Студент группы ПГС-34 Рыжов Е.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: