Билет №38 Аспекты деиндивидуализации личности

Современная массово-коммуникационная практика, по-нашему мнению, с настоятельностью требует анализа и факторов, препятствующих организации диалоговых отношений СМИ и аудитории. Речь в первую очередь должна идти о массово-коммуникационных аспектах деиндивидуализации личности. Она находит выражение, как показывают наши исследования, в следующих формах:

" Мазохистская" зависимость от СМИ. Человек избавлен oт принятия решений, их ему диктуют со страниц периодики, с экрана телевизора, из динамика радиоприемника. Происходит это потому, что он в новых обстоятельствах жизни или по складу своего характера «ведомый» и все больше и больше испытывает чувство беспомощности, социальной неполноценности. Он даже получает определенное удовольствие от того, что кто-то за него принимает решения, берет на себя тем самым ответственность за судьбу — его личную или целого поколения.

«Типологизированный конформизм». Индивид перестает быть собой и постепенно усваивает тип личности, предлагаемый (навязываемый) ему массово- коммуникационным шаблоном. Какое-то время действия могут осуществляться сознательно, затем переходят в автоматическое поведение. Фромм называл подобный конформизм автоматизирующим. Причем человек уверен, что это сам он принимает решения, выбирает стиль поведения, реагирования или, допустим, творческий почерк и т.п. Псевдомышление, псевдоэмоции, псевдочувства — одни из главных характерных черт «типологизированной» личности.

Игрореализация. Как известно, Фрейд указывал на две формы проявления бессознательного и изменения действительности, которые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз: детскую игру и фантазии наяву. Как нам кажется, с определенными, конечно, оговорками, но можно говорить о том, что журналистика как форма отражения действительности развивается по тем же законам, что и художественное творчество в целом. Таким образом, продукция СМИ для аудитории и для самого журналиста является своеобразным «сном наяву» — то есть средством удовлетворения неудовлетворенных и неосуществленных желаний, которые в действительной жизни не получили осуществления. Поэтому понятными становятся необъяснимые на первый взгляд пристрастия тех или иных людей к журналистским текстам определенной тематики, изобразительному материалу или, допустим, фильмам. Как дети в игре «дочки-матери» представляют себя выполняющими какие-то ролевые обязанности, так и они в процессе восприятия продукции СМИ или воссоздания с помощью определенных творческих методов осознают себя их соучастниками.

Творческая аффектация. Данная форма деиндивидуализации личности находит выражение в определенных асоциальных проявлениях. Например, в формировании манипуляторского типа личности, в желании человека с помощью СМИ хотя бы на короткое время обрести власть над людьми, поставить их в зависимость от себя, заставить ужаснуться, испугаться, страдать и т. д. Неестественное творческое возбуждение нередко обусловлено подсознательными чувствами обиды, собственного бессилия, местью или является своеобразным доказательством чего-то кому-то.

Таким образом, суть " психологического" аспекта проблемы организации диалоговых отношений между СМИ и их аудиторией можно сформулировать следующим образом: когда человек живет в ладу с собой – его не преследуют комплексы переживания; при создании и при потреблении продукции средств массовой информации ему достаточно опоры на собственные силы и он старается избегать жестких стереотипов, социально-политических клише, различного роди самоцельных административных схем, якобы упорядочивающих действительность.

Логично возникает вопрос — но ведь могут возникнуть препятствия, "фильтры", и не только физиологического или психологического характера? В данном случае речь может идти, в частности, о таком понятии, как толерантность, имеющим практическое воплощение и в повседневной деятельности масс-медиа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: