Понятие, признаки и источники права

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и ины­ми условиями жизни волю общества, охраняемая от нарушений воз­можностью государственного принуждения и являющаяся государст­венным регулятором общественных отношений.

В основе теоретической конструкции права лежат признаки права, отличающие его от других социальных норм (этических, религиозных, обычаев и т. д.). К их числу относятся:

принцип общеобязательности, гласящий, что право является един­ственной системой социальных норм, которая обязательна для все­го населения, проживающего на территории определенного государ­ства;

принцип формальной определенности, означающий, что нормы пра­ва содержат точные и детальные требования, предъявляемые к по­ведению людей;

принцип обеспеченности исполнения норм права принудительной си­лой государства, подразумевающий наличие у государства арсенала мер воздействия на потенциальных и фактических правонарушите­лей (пресечение правонарушений, восстановление и защита прав граждан, юридическая ответственность правонарушителей и т. д.);

принцип многократности применения, означающий, что нормы пра­ва неисчерпаемы и могут применяться неограниченное количество раз.

Источник права — это внешняя форма выражения нормы права, че­рез которую ее нормативное содержание получает формальную опре­деленность И общеобязательность.

Выделяют следующие основные источники права (рис. 1.4): право­вой обычай, юридический (судебный) прецедент, нормативно-правовой акт. Кроме того, в качестве источников права в научной и учебной лите­ратуре [31, 48, 65 и др.] нередко упоминаются правосознание, труды ученых-юристов, нормативный договор, референдум.

Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).

Юридический (судебный) прецедент (от nai.praecedens — предше­ствующий) — это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, которому государст­во придает общеобязательное значение. Его суть состоит в том, что ра­нее принятое решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем раз­решении подобных дел.

Нормативно-правовой акт — это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права. Сре­ди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место и характеризуется рядом признаков:

♦ носит государственный характер и обеспечивается принудительной силой государства;

♦ принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать форму и содержание юридических норм;

♦ обладает заранее установленной юридической силой и занимает оп­ределенное место в иерархии нормативно-правовых актов;

♦ имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия;

♦ содержит нормы права, то есть общие правила поведения, чем отли­чается от индивидуальных юридических актов (приговоров и реше­ний суда, указов о назначении на должность и т. п.).

Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке ор­ганами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми ос­тальными актами государства. Среди законов выделяют конституци­онные и обыкновенные.

Конституционные законы — это сами конституции и законы, кото­рыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо пре­дусмотрены конституцией. Принимаются квалифицированным боль­шинством (Уз) депутатов законодательного органа власти.

Все иные законы — обыкновенные. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины депутатов законодательного органа власти. Обыкновенные законы не могут противоречить консти­туционным и не могут их отменять.

Подзаконный нормативно-правовой акт — это нормативно-право­вой акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. Подзаконные нормативно-правовые акты издаются исполнительной властью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих за­конов (указы и распоряжения президента, постановления и распоря­жения правительства, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств). Их действие распространяется во времени, по территории (в пространстве), по предметам действия и по кругу лиц.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его, вступления в законную силу. Дата вступления в законную силу может быть связана с моментом официального опубликования или определе­на сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия норматив­ного акта, то есть утрата им юридической силы, может наступать: в слу­чаях его отмены; фактической замены другим, регулирующим тот же круг вопросов; или при истечении срока, на который был принят дан­ный нормативно-правовой акт.

Действие нормативно-правового акта в пространстве очерчено тер­риторией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские морские и воздушные суда под флагом государства в момент их нахож­дения в открытом море или воздушном пространстве, военные корабли и летательные аппараты, где бы они ни находились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик действие нормативных актов может распространяться как на территорию всего государства (напри­мер, федеральные законы), так и на определенную ее часть (например, законы субъектов Российской Федерации).

Действие нормативно-правового акта по предмету определяется общественными отношениями, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. Неограниченное действие имеют нормы Основного закона (Конституции) государства, Они распространяются на все без исключения правовые отношения, существующие в общест­ве. Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли нрава. Например, гражданское законодательст­во распространяется только на имущественные и личные неимущест­венные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находят­ся в отношениях подчинения.

Действие нормативно-правового акта по лицам производно от его действия по предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и яв­ляющихся субъектом отношений, на которые он распространяется. Од­нако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в представительные органы власти, быть государст­венными служащими и т. д.). Напротив, уголовные законы распростра­няются на граждан данного государства независимо от их местонахож­дения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: