Введение. Планы семинарских занятий

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Программа курса и

планы семинарских занятий

Методические указания по изучению курса и по выполнению контрольных работ

Санкт-Петербург

Составители: К. В. Чеглаков (кандидат юридических наук, доцент), И. В. Тяпкина (кандидат юридических наук), С. Н. Манакова (преподаватель)

Рецензенты: В. М. Боер (доктор юридических наук, профессор), В. В. Лысенко (доктор юридических наук, профессор)

Составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по неюридическим специальностям.

Рассмотрена на заседании кафедры «Информационного права и правоведения» и рекомендована к изданию редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

©ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», 2011

Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Уч-изд. л. 0,7. Тираж 300 экз. Зак. №

Отпечатано с оригинал-макета автора

Отдел оперативной полиграфии ГУАП

199000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

ВВЕДЕНИЕ

Правоведение – учебная дисциплина, изучаемая в вузах на факультетах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Программа курса «Правоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В программе курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития государства.

В настоящее время большое внимание при подготовке специалистов любого профиля в высших учебных заведениях, должно уделяться повышению уровня правового сознания и правовой культуры, что невозможно без усвоения студентами основных понятий о праве, его роли в жизни общества и государства, правоприменительной деятельности, правовом государстве и т.д.

Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, таки в отдельных конкретных ситуациях. Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимает его правовую культуру.

Преподавание учебной дисциплины «Правоведение» ставит цель дать обучаемым студентам первичные основы и представления об основных категориях права, без которых невозможно понять, усвоить действующую систему норм (правил поведения), систему нормативно-правовых актов. Немаловажное значение при подготовке специалистов имеет приобретение ими знаний о механизме государства, органах, осуществляющих государственную власть. Все эти положения нашли свое отражение в учебной дисциплине «Правоведение».

Данная дисциплина изучается на неюридических факультетах и не входит в состав профилирующих, что, однако не умаляет его значимости.

В виду этого, несмотря на ограниченность времени, отведенного на курс, он содержит основные знания о праве и государстве.

Учебная дисциплина «Правоведение» включает в себя лекционные занятия, в ходе которых студенты получают основы правовых знаний. В связи с небольшим количеством учебного времени отведенного на данную дисциплину и большим объемом ее содержательной части, серьезное внимание отводится самостоятельному углубленному изучению студентами материала, используя при этом перечень рекомендуемой литературы.

По завершению изучения данной дисциплины студент должен обладать гражданской зрелостью, высокой общественной культурой и активностью в правовой, политической и культурной жизни, понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний для реализации права.

По окончании изучения учебного курса проводится зачет или экзамен. Вопросы для повторения и подготовки к зачету или экзамену содержатся в программе курса.

Учебная дисциплина «ПРАВОВЕДЕНИЕ» включает в себя следующие цели:

1. Обучение студентов неюридических специальностей правовым знаниям, которые дадут в дальнейшем возможность свободно ориентироваться в различных правовых ситуациях.

2. Развитие у студентов логического юридического мышления.

3. Повышение уровня правосознания и правовой культуры студентов.

4. Приобретение студентами навыков применения законодательства.

5. Ознакомление студентов с основными достижениями юридической науки и их применением в условиях осуществления экономической и политической реформы общества и государства.

Задачами учебной дисциплины «ПРАВОВЕДЕНИЕ» являются:

1. Разъяснение природы и сущности права, его роли в жизни общества и государства.

2. Ознакомление с основными отраслями юридической науки, методами правового регулирования общественных отношений, специальных правовых норм.

3. Разъяснение сущности и структуры государственных органов, их место в механизме государства и принципах их деятельности.

4. Обучение студентов основам анализа норм права.

5. Привитие интереса и навыков работы с нормативно-правовыми актами и юридической литературой.

Формы и методы проведения учебных занятий по курсу «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Занятия по курсу проводятся в форме лекций или лекций и семинаров в течение одного семестра по утвержденной рабочей программе.

Лекции знакомят студента с основными разделами учебной дисциплины, одновременно определяя логику освоения изучаемого материала, которой придерживается лектор. Содержание курса и логика освоения курса могут в некоторой степени отличаться от известных учебников и учебных пособий по учебному курсу «Правоведение».

Семинары предполагают публичное обсуждение ключевых вопросов из тем курса с целью практического закрепления полученных знаний и достигнутых навыков. Такое обсуждение может проходить как на основе вопросно-ответного метода, так и в форме представления заранее подготовленных докладов (рефератов) с последующим их содержательным анализом, оценкой и дискуссией.

Основой подготовки к семинарским занятиям, консультациям, зачету (экзамену) является наряду с лекциями самостоятельной работой студента по темам и вопросам данного курса.

Важнейшей формой текущего контроля за работой студента по освоению им учебного материала является проверка посещаемости, проведение контрольной работы, тестирование, а также консультирование по вопросам, относящимся к данной учебной дисциплине, и рецензирование реферативной работы по одной их предложенных тем.

В ходе изучения учебного курса «Правоведение» студент должен:

а) уяснить определение и особенности права как специфического регулятора общественных отношений;

б) познакомиться с историческими предпосылками и источниками права;

в) выработать представление об основных формах и методах реализации права, а также способах защиты субъективных прав и свобод;

г) уметь ориентироваться в различных областях и отраслях современного российского права;

д) понимать соотношение российского и международного права;

е) усвоить важнейшие принципы и понятия конституционного права России;

ж) определять виды юридической ответственности за те или иные правонарушения;

з) правильно оценивать роль (функции) государства в правовом регулировании общественных отношений.

Тематическим планом по курсу «Правоведение» предусматривается количество часов для лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа включает в себя также сбор материалов и написание рефератов, подготовку докладов и ответов на отдельные вопросы (для выступления на семинарах).

Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель знакомит студентов:

а) с графиком своих консультаций;

б) со списками основной учебной и методической литературы по курсу;

в) с темами очередных лекций;

г) с темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;

д) со списками вопросов для подготовки к зачету.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов преподаватель проводит учебные консультации по содержанию курса и темам, выбранным учащимися для своей индивидуальной работы.

В целях контроля за самостоятельной работой студентов преподаватель проводит на семинарских занятиях тестирование, а также устный опрос студентов с учетом выбранной ими темы реферата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: