Поисковая служба

Перед спуском космического корабля Земля заранее готовится к поисково-спасательным работам, чтобы вовремя прибыть на место приземления и помочь экипажу.

Проблемами поиска и спасания космонавтов начали заниматься еще в 1960 году. Была создана специальная служба, в которой работали (и сегодня работают) люди самых разных профессий: летчики, врачи, спасатели, техники, водители, водолазы. Они проходили многочисленные тренировки и испытания, обучаясь оказывать помощь в любых условиях. Врачи прыгали с парашютом, инженеры покоряли джунгли, автомобилисты пересекали суровую Арктику.

Испытатели проверяли, как долго человек может выдержать холод или жару, голод и обезвоживание, как он реагирует на опасность, и многое другое. После этого были написаны инструкции — их космонавты изучают во время подготовки. Оказавшись в трудной ситуации, они уже знают, что делать, как выжить и добраться до того места, где им окажут помощь.

На спуске очень важна точность посадки. Конечно же лучше приземлиться точно в заданную точку. В математике точка — это то, что не имеет размеров. Может, в геометрии оно и так а в космонавтике, если речь о посадке, точкой считается круг радиусом один-два километра! Но из космоса это выглядит действительно точкой. Возможные ошибки при возвращении корабля с орбиты могут привести к неточному приземлению. Они могут случиться в любой момент. Если ЦУП, например, неточно рассчитал орбиту или неверно спрогнозировал состояние атмосферы в районе спуска. Или космонавт чуть-чуть ошибся, когда старался правильно ориентировать корабль перед спуском. Или самую малость, на несколько секунд, ошибся во времени включения двигателя или его работы. А ведь одна лишняя секунда работы двигателя — это промах на восемь километров! Все это приводит к тому, что место посадки может отстоять от расчетного даже на несколько сотен километров по направлению полета и ста километров в боковом направлении.

Понимая, что космонавтам придется какое-то время дожидаться помощи, а она может потребоваться немедленно, специалисты, готовившие их к полету, создали НАЗ — носимый аварийный запас, который укладывается прямо в катапультном кресле. И сейчас у экипажа обязательно он есть, его располагают в спускаемом аппарате. Он состоит из трех укладок, внешне напоминающих небольшие сумки. Здесь собраны самые необходимые вещи.

В первой укладке, которую предстоит носить космонавту-исследователю или второму бортинженеру, шесть литров воды в алюминиевом бачке и полиэтиленовая фляга с чехлом. Срок годности воды — девять месяцев, ведь корабль до полугода находится в космосе в связке с орбитальной станцией.

Во второй укладке, предназначенной для бортинженера, находятся лекарства (таблетки, йод, обеззараживающие салфетки, жидкости для уколов; стеклянные тюбики и ампулы обмотаны поролоном, чтобы не разбились). Там же девять упаковок с едой (по три на каждого из трех членов экипажа). Есть и средства, помогающие развести огонь, сухое горючее, пила, нож, иголки, а также рыболовная снасть.

В третьей укладке, командирской, — радиостанция с источниками питания и антенной (впрочем, сейчас космонавтам выдают и мобильный спутниковый телефон). Есть небольшой надувной плотик на который можно установить карманную радиостанцию в случае приводнения. Интересен охотничий комплект: помимо мачете там есть специально изготовленный для космонавтов трехствольный пистолет. Один ствол — под пули (в комплекте 20 штук), другой — под дробовой заряд (10 штук), третий — под сигнальный патрон (тоже 10 штук). Есть и такие сигнальные средства, как цветные дымы.

На случай приводнения спускаемого аппарата (например, в озеро или в море) были разработаны специальные костюмы, которые защищают от переохлаждения в воде.

И сам экипаж, и служба поиска и спасания всегда готовы к экстренным случаям. Для нахождения космонавтов и оказания им необходимой помощи в случае нештатной посадки привлекается свыше двух десятков самолетов и вертолетов, и на всякий случай — корабли. Процесс этот может быть осложнен погодными условиями, но все равно происходит достаточно быстро — работа поисково-спасательной службы хорошо налажена.

Служба поиска и оказания помощи космонавтам использует самолеты, вертолеты, автомашины (вездеходы, способные передвигаться по бездорожью), корабли, катера и другие средства передвижения. В состав оперативной группы поиска входят технические специалисты и врачи. Надо сказать, что все они отличные аквалангисты и парашютисты. Действительно, вдруг спускаемый аппарат приводнится. Или вертолет не сможет приземлиться там, где произвели посадку космонавты.

На розыск экипажа им отводится не более трех часов, а в течение суток они должны эвакуировать космонавтов и спускаемый аппарат.

За четыре часа до приземления космонавтов метеорологи сообщают службе спасания метеоусловия, чтобы те заранее могли подготовить те или иные средства передвижения. Например, в метель или туман, когда затруднены полеты, используют вездеходы. Если спускаемый аппарат приводнился, а на море сильная качка, тогда пошлют вертолет, способный зависнуть и провести эвакуацию с воздуха.

Еще до того, как космический корабль войдет в атмосферу, в район ожидаемой посадки вылетают вертолеты. Задача экипажа углядеть парашют со спускаемым аппаратом, установить радиосвязь с экипажем и передать координаты посадки спасателям на Земле. Вертолеты сопровождают спускаемый аппарат, находясь поодаль, и когда летчики увидят взметнувшееся облако пыли, которое свидетельствует, что мягкая посадка произошла, вертолеты один за другим приземляются рядом.

Выходить из СА лучше, когда специалисты группы поиска приготовили все необходимые средства. Впрочем, бывали случаи, когда экипаж обнаруживали через несколько часов — тогда они выбирались сами, хотя это вынужденные действия, после длительного пребывания в невесомости космонавт все же слаб.

На месте посадки оперативная группа открывает люк спускаемого аппарата, помогает космонавтам выбраться из него и передает их в руки медиков, а затем готовит спускаемый аппарат и возвращенный с орбиты груз к перевозке в Россию, в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия». Вслед за экипажем сразу эвакуируются срочные грузы, которые привезены с орбиты (в основном это результаты экспериментов).

Космонавты покидают спускаемый аппарат. Если они тренировались в невесомости, тогда их мышцы не ослабли, тогда можно идти самим. Можно, но не нужно. В невесомости позвонки человека немного расходятся. Космонавт даже может «вырасти» на пару сантиметров. Это создает некоторые проблемы еще при посадке в ложемент, и теперь, на земле, при попытке идти самостоятельно — позвонки могут немного сместиться и болезненные ощущения в спине окажутся весьма неприятными. Требуется бережное обращение со своей спиной, не следует форсить и показывать всем, как ты здорово держишься на ногах. Вот почему космонавтов усаживают в кресла и на них переносят в палатку. Им рекомендуется лежать и делать поменьше резких движений.

В палатке космонавтам помогают снять скафандры и белье, оно просто мокрое — на спуске было жарко! Доктор измеряет кровяное давление и пульс — в норме! Космонавты лежат на раскладушках, и врачи первыми просят у них автографы.

Приземления космонавтов ждут с нетерпением. Их ждут родственники и друзья. Работники ЦУПа переживают, так как в течение долгих месяцев каждый день трудились и поддерживали экипаж, который стал для них родным. Ученые ждут «посылку» с результатами экспериментов, а врачи готовятся к тому, чтобы снова взяться за «ремонт» здоровья космонавтов. Все они до доклада о благополучном возвращении переживают за космонавтов. Спуск на Землю — опасный и непростой участок полета. Нештатные, аварийные ситуации могут случиться в любой момент.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: